Тред №1096833
новая дискуссия
Дискуссия
148
Палеоантропы
Культура и технологии.
Южная Азия.
Очень интересный регион.
С одной стороны, материальная культура здесь словно бы пребывала в анабиозе: изменялась мало и редко. С другой стороны, по значимости влияний на соседние области он может поспорить с Африкой. Мне именно отсюда известны первые орудия на отщепах. Неправильно, орудий на отщепах тогда (а я говорю о древности в 2000-1900 тлн, стоянка Риват) ещё не было, но здесь впервые появляются дополнительно обработанные отщепы. То есть прежде люди сколы использовали в том виде, как они отвалились от ядрища при ударе заготовкой по наковальне или отбойником по заготовке. В Индии их впервые стали отбирать, дорабатывать и пускать в дело. А от обработанного отщепа до орудий на отщепах - один шаг. Поэтому, когда в Африке, в Эфиопии появляются орудия на отщепах (около 1760 тлн), можно смело допускать, что традиция эта пришла из Индостана.
Однако наш обзор затрагивает значительно более молодые эпохи: конец среднего плейстоцена, 400-100 тлн.
Это время расцвета таких культур как Соанская/Пакистан и Сев.Индия(700-150 тлн) и Мадрасская/ЮжнИндия(450-100 тлн).
Несмотря на то, что мадрасская наследует традициям предыдущих ашельских культур Индостана, в ней отсутствует такой элемент, связывавший её с прошлым, как пики. Скорее всего, это означает смешение древних традиций с традициями из Африки, с традициями родезийцев, у которых эти орудия исчезают много раньше. Да, такое наблюдается в местности Хунсги, где найден череп Нармада, близкий родезийским черепам (Петраглиа, 2007). Такое становится характерно для всей культуры Мадраса. Вместе с тем, предположительно, с родезийцами проникает в регион и традиция мягкого отбойника. Рубила этого периода изящны, остры и симметричны, как в ашеле Европы.
На заключительном этапе в регион проникает леваллуазкая технология, а для культур среднего каменного века Африки из Замбези и Бхимбетки в Центральной Индии (после 150 тлн) учёные устанавливают сходство (Р. Джоши, 2001).
Средний период Соана тоже кажется статичным. Однако в Ираке встречаются комплексы близкие соанской культуре Пакистана, близкие соану элементы галечной культуры встречаются в Средней Азии. Если догадка о внешнем облике представителей этой культуры верна (см. раздел о населении региона), т.е. они походили на синантропов типа Юнксянь, то тогда и в Эфиопии (череп Дака, 700 тлн) и в Сирии (Эль-Коум, 500-450 тлн) можно встретить представителей этого региона. Была у мене мысля, что и Вёртешсёллеш в Венгрии тоже принадлежит кругу восходящих к соану культур, но всё-таки больше склоняюсь к иному генезису этой традиции.
На поздних этапах существования соанской культуры в ней появляются элементы леваллуазского раскалывания и она приобретает черты соано-мустье. Очевидно, это связано с проникновением нового населения (едва ли это неандертальцы, скорее кто-то из поздних гейдельбергцев Средней Азии). Поскольку население севера и юга субконтинента пребывало в общении телами, то и леваллуазские влияния сказались в обеих сторонах региона. Кроме соано-мустье, в Афганистане и Пакистане после извержения вулкана Тоба станут известны леваллуа-мустьерские культуры как в пещере Сангао, так и на стоянке Дараи-Кур. Кроме этого, поздние соанцы проникнут на Тибет (стоянка Рутог, 50 тлн).
Да, забыл. Начиная с соано-мустье, явно обнаруживается связь Индоокеанского побережья с срединноевразийскими водоразделами. Эта контактная линия станет путем распространения сапи-сапиенсов в Вюрме II.
Отредактировано: archeoluch - 20 май 2016 20:45:50