Российский Крым
4,427,867 15,665
 

  Барристер ( Практикант )
23 май 2016 13:20:19

Тред №1097606

новая дискуссия Дискуссия  156

Сочи и Симферополь..... что общего??

...история ж/д вокзала Сочи\Симферополя архитектора Душкина...
 

"Станцию Сочи – временную – сколотили еще до революции. Но первый поезд до нее добрался лишь в 1919-м. До деревянного вокзала с кассами и залом ожидания руки дошли только в 1934-м. Однако к концу 30-х Сочи из провинциального городишки превращается в летний центр отдыха огромной страны. И тогда большой вокзал для самого большого курорта СССР задумывает возвести Иосиф Сталин. Во время Олимпиады от сочинского перрона «взлетят» скоростные «Ласточки» в Олимпийский парк и горный кластер Игр-2014.

 


ВЕЛИКИЙ МЕТРО- И ВОКЗАЛОСТРОИТЕЛЬ


Несмотря на Вторую мировую войну, в 1943 году Сочи связывают с Закавказьем – железнодорожную ветку дотягивают до Сухуми, что приводит к мощнейшему увеличению пассажиропотока. И тогда работу над созданием нового образа главных ворот Сочи Отец народов и Знаменосец коммунизма в 1947 году поручает академику архитектуры, в будущем трижды лауреату сталинской премии (1941, 1946, 1949 гг.)Алексею Николаевичу Душкину (на фото ниже).

Душкин в те времена – глыба, главный архитектор Метропроекта с Метростроем (1941-1943) и Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года). Наконец, он один из любимейших архитекторов вождя. К концу войны Душкин явил стране и миру несколько красивейших станций Московского метрополитена: «Дворец Советов» в 1935-м (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943).

Уже позднее из-под его кисти выйдут станция «Новослободская» (1952) плюс величественные железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (на фото ниже)... 

Симферополе (1951) (на фото ниже)... 

Сочи (на фото ниже)... 

Брянске (1952) (на фото ниже)... 

...и Евпатории (1953) (на фото ниже).  

Кроме того, в 1953-м Душкин построит знаменитую высотку Министерства транспортного строительства у Красных ворот и универмаг «Детский мир» на Лубянской площади в 1957-м.

СУБТРОПИКИ И ВИНОГРАД В АРКАХ, АРКАДАХ И ДВОРИКАХ

Однако вернемся в Сочи. Душкин для Сталина разрабатывает три варианта вокзала.

Первый вариант. Фасад. 1947

Второй проектный вариант. Перспектива. 1947-48

Окончательный вариант. Перспектива. 1948

Иосиф Виссарионович одобряет третий эскиз с доминирующей часовой башней. Внутри архитектор расположит три дворика в виде атриумов со скульптурой и фонтанами, а также четыре главных зала, украшенных лепным декором и живописными плафонами.

К строительству приступают в 1950 году, справляясь за год и восемь месяцев.

- Новый вокзал и Привокзальная площадь как единое целое удачно вписались в генеральный план реконструкции Сочи – Мацестинского курорта, который стал отражением градостроительной науки и культуры страны советского времени, - скажет, впервые взглянув на новостройку, Сталин.

Открытые веранды гармонично связали вокзал с ландшафтом и тропическим нарядом курорта. Каждый внутренний дворик индивидуален благодаря арочной системе. Через арки, лоджии и аркады видны панорамы окружающей роскошной природы, пойма реки Сочи, привокзальная площадь, город и, конечно, Черное море. Вся детали вокзала и орнамент архитектурных украшений происходят от уникальной субтропической растительности Сочи.

При постройке вокзала приморский колорит удалось сохранить благодаря использованию местных стройматериалов. При отделке потолков использовались кессоны-картины. Внутренние дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом. Цокольный этаж облицовывали песчаником, а колонны главной аркады со стороны города – полированным гранитом. При отделке стен всех фасадов применялась цветная штукатурка с мраморной крошкой на белом цементе, а внутренние помещения оделись естественным мрамором. Люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Все столярные изделия для вокзала делались из массива дуба.           

Как видите, на шедевры не скупились – строили на века.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ПРИНЦИПУ БАСНИ МИХАЛКОВА «СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ»

- Процессы проектирования и сооружения сочинского вокзала были трудными, даже болезненными, - вспоминала супруга архитектора Тамара Душкина. – Много было у Алексея бессонных ночей, хотя взялся он за работу с энтузиазмом. Ведь и сам город Сочи, и его роскошная, буйная природа воодушевляли архитектора. Всё дело осложнялось двумя факторами.

Первый – это то, что Сочи – ворота всего Черноморского побережья. Второе, а может быть, и главное – поблизости стояли дачи Сталина и других руководителей страны. Проект сочинского вокзала утверждался не только в Министерстве путей сообщения, но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, его показали Сталину.

При обсуждении в МПС в совещании принимали участие начальники разных служб – пассажирских, грузовых и прочих. Каждый давал совет в отношении архитектурного облика здания, выдвигая свои требования – совсем как в басне Михалкова «Слон-живописец». Кроме того, проект возили на утверждение даже в Тбилиси, поскольку Сочи являлся важнейшим звеном всего Кавказа. Там он очень понравился и был поддержан председателем совета, известным инженером-архитектором, академиком Гавриилом Тер-Микеловым

13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвященный закладке здания нового ж/д вокзала. Митинг открыл начальник строительства товарищ Быков.

- Стройка шла в неспокойной обстановке, - пишет в мемуарах Душкина. – Местные строители, желая выслужиться, навязывали лепные и бронзовые украшения, от которых Алексей категорически отказывался, за что его стали обвинять в пораженчестве и нежелании должным образом увековечить эпоху великого вождя Сталина. Парадоксально, что в 1955 году Алексея обвинили в злоупотреблении «архитектурными излишествами» именно при строительстве сочинского вокзала…

В 1985 году наш сын, Дмитрий Алексеевич отдыхал в Гаграх и случайно встретился там с человеком, который  знал Алексея Николаевича. Он работал на даче Сталина и рассказал сыну, что хорошо помнит, как Сталин вызывал к себе автора вокзала и группу строителей. Когда они вошли, всем своим обликом Душкин резко выделялся среди остальных. Возможно, эта встреча и помогла Алексею отстоять своё решение проекта. Но всё это стоило многих душевных сил, а при его впечатлительности и эмоциональности – ещё и здоровья…

ВОКЗАЛ ЗА 22 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ С СУПЕР-ПЕРРОНОМ

Вокзал был открыт 19 сентября 1952 года и вызвал бурю хвалебных отзывов. Открыл митинг секретарь горкома ВКП(б) Михаил Иванович Гладков. Выступали строители и председатель приёмной комиссии Министерства путей сообщения – генерал-директор 3-го ранга товарищ Якушев. Пионеры вручали строителям и автору проекта Алексею Николаевичу Душкину букеты цветов. Председатель исполкома Сочинского горсовета товарищ Федин разрезал красную ленту у главного входа. 

Обошлась новостройка в 22 миллиона рублей. По курсу того времени – примерно пять с половиной миллионов долларов. Получилась она не только красивой, но и удобной. До сих пор не каждый областной центр может похвастаться этим, а в 50-е вообще считали диковинкой, чтобы перрон находился на уровне входа в вагон.

- В самый разгар его строительства я с Митей отдыхала в доме творчества в Гаграх, - это отрывок изкниги «Жизнь архитектора Душкина», написанной его супругой. – Когда мы проезжали Сочи, Лёля пришёл к поезду, но в Гагры к нам не приехал – был очень занят. Вскоре он вернулся в Москву, где его ждали другие объекты и руководимая им мастерская. Многие архитекторы, отдыхавшие в то время в Гаграх, специально ездили в Сочи посмотреть на строящийся вокзал, и по возвращении все в один голос говорили, что здание должно получиться прекрасным. Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт…

«ОСВОБОДИТЬ ОТ ДОЛЖНОСТИ ЗА ДОПУЩЕННЫЕ ИЗЛИШЕСТВА И РАСТОЧИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

Тогда ещё никто и не мыслил, что сочинский вокзал сыграет трагическую роль в творческой жизни его автора. После смерти Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева на архитектора и вокзал начались гонения. Творение Душкина особо упомянули в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»:

«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объём зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 процентов, а стоимость строительства увеличена в два-три раза. Намного завышена стоимость вокзалов в гг. Краснодаре, Армавире, Брянске, Витебске, Смоленске, Бахмаче и на ст. Всполье, построенных по проектам мастерской, руководимой архитектором Душкиным».

И вердикт:

«Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина, а Мосгорисполком – освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института Моспроект т. Полякова за допущенные ими излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями».

В итоге, Душкина отстраняют от всех проектов и должностей, списывая в историю. Разбитый Алексей Николаевич уходит преподавать в Московский архитектурный институт. Лишь за два года до смерти, в 1975 году, заслуги мастера вновь признают, а сочинский железнодорожный вокзал внесут в число памятников архитектуры федерального значения. Вдобавок Юнеско зачислит вокзал Сочи в свою «Красную книгу» как один из красивейших вокзалов Европы.

В 1997-98 годах вокзал реконструировали турецкие строители из «Ильк-Умут» и «Дженк». Уютные залы ожидания обзавелись новыми модными креслами, кафе и барами, появился Офис-Центр и места ожидания на платформах.

С 1 ноября 2013 года вокзал Сочи - главное пристанище "Ласточек".  

ЗАГАДКА ЧАСОВ ДУШКИНА

Длина здания вокзала составляет 145 м, ширина – от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле – 55 м. Диаметр часов на башне – 5 м. Каждой цифре на циферблате часов соответствуют знаки зодиака. Правда, зодиакальный круг у Душкина получился уникальный. 

Архитектор в нем придумал загадку, над которой бьются уже полвека – убрал из зодиакального круга знаки Водолея, Тельца и Скорпиона, заменив их на созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Все знаки он перемешал, оставив на своих местах лишь Льва, Деву и Весы.

За год до открытия вокзала в Сочи Душкин удивил и часами на вокзале в Симферополе. Здания похожи, как родные братья, да и циферблат почти тот же. Единственное отличие – на симферопольских часах нет Весов, которые есть на сочинской башне…

Слева - часы на башне вокзала в Сочи, справа - симферопольские часы.  

ВОКЗАЛ В КИНО

Вокзал очень быстро стал символом города и заслуженно считается первой достопримечательностью Сочи. Отсюда уезжал на фестиваль герой фильма «Матрос с кометы», сюда приезжала Алла Пугачева в музыкальной киноленте «Женщина, которая поет». Наконец, здесь Елена Проклова впервые встретила своего киномужа Андрея Миронова в фильме «Будьте моим мужем». 

За 100 дней до Олимпиады на фасаде вокзала установили олимпийские кольца. 

Высота конструкции составляет 7 метров, диаметр каждого из колец 1.5 метра, а вес около 70 килограммов.

 

КСТАТИ

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ БРАТ-БЛИЗНЕЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА СОЧИ 

За год до открытия сочинского вокзала архитектор Алексей Душкин построил железнодорожный вокзал в Симферополе, который до сих пор является одной из главных архитектурных достопримечательностей столицы Крыма. Проект вокзала Душкин разработал в 1945 году, а возводил его с 1946 по 1951 годы. На открытие собрался весь город во главе с маршалом и зампредом Совета министров СССР Климентом Ворошиловым. 



Вокзальный комплекс в Симферополе состоит из трех частей: главного и служебного корпусов, а также башни с часами. Обошелся он в два с половиной раза дешевле своего собрата – в 8 миллионов 559 тысяч 375 рублей. Правда, смета не учитывает стоимость стройматериалов.



Душкин хотел, чтобы его творение выглядело в итальянском стиле. Впрочем, строителям по неизвестным причинам не удалось воплотить весь замысел мастера. По архивным данным, здание возводилось в симметрической проекции и с двумя галереями по бокам именно для того, чтобы создать посредине итальянский дворик с фонтаном, который впоследствии планировалось перекрыть стеклянной крышей. В этом дворике хотели создать зимний сад, наподобие того, какой есть в Алупкинском дворце.

Визитной карточкой Крыма стала башня вокзала с часами. По словам механика дистанции сигнализации и связи Таисии Скрынниковой, предназначение 42-метровой башни – не только в часах, но и в обеспечении водой всего станционного хозяйства. Внутри башни пробурена артезианская скважина, на высоту поднята емкость, которая постоянно наполняется водой при помощи насосов. Первоначально на шпиле башни была установлена не звезда, а венок из колосьев."



"Часы на башне имеют огромные размеры: диаметр каждого из четырех циферблатов, повернутых во все стороны света, больше трех метров, длина минутных стрелок – два метра, часовых – полтора метра. Возле каждой цифры на циферблате установлены метровые знаки зодиака, которые Душкин, как и в Сочи, специально расставил по одному ему неведомой последовательности. На часах нет Девы, Весов и символа Украины – Тельца. Зато добавлены созвездия Змееносца, Гончих Псов и Лебедя, которые в обычный зодиакальный круг не входят. Механические часы приводятся в движение 250-килограммовыми гирями. Гири подтягиваются раз в десять дней."
подробнее и со множеством фото смотреть тут
Отредактировано: Барристер - 23 май 2016 13:27:02
  • +0.74 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!