Ордынская империя - как это было
113,772 699
 

  МОВ ( Слушатель )
28 май 2016 20:42:46

Тред №1099785

новая дискуссия Дискуссия  400

Интересно, почему все прошли мимо очевидных фактов "азиатчины" и "ордынщины" Московского государства: русские ходят с бородами и носят на бритых головах тюбетейки, называя их тафья, терема делят на мужскую и женскую половины, причем женщинам запрещено появляться на мужской половине? Недаром Блок проговорился "Да скифы мы, да азиаты мы..." 
  • -0.02 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (31)
 
 
  Teiwaz ( Слушатель )
29 май 2016 12:26:52

 Первый раз такое слышу. 
Может на Великой Ордынке это и практиковалось, согласно бытовым традициям налипших владетелей Руси. Но на самой Руси такого не было. 
  • +0.00 / 6
  • АУ
 
 
  Поверонов ( Слушатель )
29 май 2016 14:13:57

Тафья Материал из Википедии

Цитата: ЦитатаЦитата
Историк И. Е. Забелин в своей работе ([2], ч.2, с.462-463) указывает:

«По порядку первый головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи… Наша тафья по всему вероятию зашла к нам от татар, хотя поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПЕРЕДОВОМ ЗНАТНОМ И БОГАТОМ СОСЛОВИИ, главное по тому обстоятельству, что это сословие у татар же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ».
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить её и царь Иван Вас. Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора».
«В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, её богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями».
«В царском обиходе в XVII ст. тафью носил только царь Михаил Фед. и то только до 1637 г. У него было четыре тафьи… У царя Алексея Мих. как и у царя Федора Ал. в их выходах мы её не находим, след. они не носили её, и если она сохранялась в их Казнах, КАК ЭТО ВИДНО ИЗ ОПИСЕЙ, то, по-видимому, сохранялась как отцовское наследство, или же сшивалась для каких либо случайных целей домашней потребности. В 1634 г. … младенцу, двухмесячной Софье Мих. была сшита тафья из червчатого бархата, конечно для целей охранения здоровья дитяти. Для таких целей сшивались тафьи и для возрастных государей. У царя Федора Алекс. упоминаются две тафьи… изготовленные по всему вероятию для охраны… его слабого здоровья»


PS. В принципе тафья - это подшлемник. Богачи разукрашивали его вышивкой и камешками. В настоящее время ему аналоги - пилотка и берет.
Кроме того тафья - традиционный казачий повседневный головной убор.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
  Teiwaz ( Слушатель )
29 май 2016 18:43:27

 Ну так и есть. От татарской эмигрантской диаспоры в замоскворечье завелось. Русские то тут причём? Хипстеры тогдашние. 
 Надо же как-то от ватников отличаться. 

 

 Про красные мокасины Оленарий ничего не сообщает? 
 
  • -0.01 / 7
  • АУ
 
 
  radson11 ( Слушатель )
29 май 2016 22:48:22

Было. у родовитых. Женская половина дома, которая наблюдается и ранее в домонгольской руси - в 12-13 вв. Ребенка в 6 лет в знатных семьях переводили с женской половины дома- на мужскую, сопровождая это посажением на коня. С 6 лет- знатный ребенок уже воспиитывался исключительно на мужской половине дома.
Другое дело, что такие обычаи значительно полнее описаны в 15-16 веках в ВКМ и Московском царстве Русского государства.
Но и в других частях - такое было....
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
  Удаленный пользователь
29 май 2016 22:56:50
Сообщение удалено
стрелок
30 май 2016 00:00:37
Отредактировано: стрелок - 30 май 2016 00:00:37

  • +0.00
 
 
 
  Teiwaz ( Слушатель )
29 май 2016 23:06:09

 Это скорее социальная фича и очень узкая. Не вижу к тому основ ни в чём. Ни в архитектуре, ни в планировке жилищ, ни в бытовых традициях, ни в устной.  Конечно, у женщин были свои помещения при возможности. Так они и сейчас есть. 
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  radson11 ( Слушатель )
29 май 2016 23:19:44

Фича -наблюдаемая не только  у верхней и средней страты: крупных вотчинников, купцов и прочих, но и в среде среднего и низшего дворянства (детей боярских, бояр городовых и прочих участников воинских корпораций городов). Прослеживается и в бытовых традициях тоже.
Закреплены часть в решениях стоглавого собора и Домострое.
  • +0.04 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  донна роза ( Слушатель )
29 май 2016 23:27:32


греки тоже из орды вышли?
у них была такая же история с женскими и мужскими половинами в доме, и точно так же там не рекомендовалось чужим шариться, и также мальчиков  переводили на мужскую сторону, по достижении возраста
Вот тюбетейку, бедняги, не носили, это да
  • +0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
29 май 2016 23:35:22

Заметьте как здорово работает. Вот Вы, умная взрослая ( как комплимент) девушка, но любой кто спорит с тейвазом для Вас уже априори защитник орды. Как так получилось? - легко, потому что через каждый пост "напарники" отстаивают "русскость" и борятся с "ордой". И даже Вы, уже пост опровергающий слова тейваза воспринимаете не как констатацию факта, а как попытку доказать орду.Улыбающийся Ребята молодцы!
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  донна роза ( Слушатель )
29 май 2016 23:45:21

не, тут все проще, я ни за одних ни за других
То что на Руси богатый дом делился на женскую и мужскую половину - это было, мальчиков потом переводили - тоже было, подобие тюбетейки - было. Отрицать такое было бы странным.
 Но фигня в том, что это было практически везде, в том или ином виде,  и сильно сомневаюсь, что это связано с наследием Востока или нашей исключительностью.
Скорей всего это этап общего цивилизационного развития и общественного устройства.
  • +0.06 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Поверонов ( Слушатель )
29 май 2016 23:52:35

А какие греки ? Если современные то они лет 400 под османами жили - могли от них понабраться.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  донна роза ( Слушатель )
29 май 2016 23:54:54

да те самые -легендарные,
поэтому кто от кого набрался - большой вопрос
  • +0.01 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ladogard ( Слушатель )
30 май 2016 11:37:24


Цитата: ЦитатаУ древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты — Афродиты. Как же возник этот миф?

Учёные считают, что само имя Афродита  когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Позднее то же самое имя финикийской богини было заимствовано греками в форме Astartē  [Астáрте:] ‘Астарта’. Самим грекам имя Афродита  было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это темное имя, они сопоставили его с греческими словами aphros  [афрóс] ‘пена’ и dyno [дю:но:] ‘ныряю’. Получилось что-то вроде ‘вынырнувшая, явившаяся из пены’. Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской пены.


Имя другой древнегреческой богини — Афины — часто сопровождалось эпитетом Тритогения  (Tritogéneia ).

Вторая половина этого эпитета — гения  (-geneia ) по-гречески значит ‘рождённая’. Но что означает первая его половина? В одном из древнегреческих диалектов слово trito  [три: тó:] имело значение ‘голова’. Возможно, что именно стремление как-то осмыслить непонятный эпитет Тритогения  и привело к возникновению мифа о рождении Афины из головы Зевса, которую бог-кузнец Гефест расколол ударом молота.
Этимологии слова Тритогения  мы не знаем и до сих пор.

 Одни учёные считают, что Тритогения  буквально означает ‘трижды рождённая’, так как по-гречески tritos  [трúтос] значит ‘третий’. Другие связывают возникновение этого эпитета с именем морского божества Тритона . И действительно, по одному из мифов, Афина была дочерью Океана. Наконец, ещё в древности известный греческий историк Геродот считал, что слово Тритогения  происходит от названия озера Тритонида , расположенного в Ливии.
  • +0.06 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  filosoff ( Слушатель )
31 май 2016 17:17:13
Свои 5 копеек по-поводу Афродиты и Афины...Думающий В моей грамматике надо записать эти имена немного по другому, и тогда они прочитаются замечательно по-русски...Крутой Примерно вот так ФАРОДИТ(а)(перевожу огонь рождающая) и ФАИНА (она же Фая) (перевожу огненная)...а если встать на точку зрения некоторых исследователей "древнегреческих" мифов, которые видят в этих мифах всего лишь описание химических реакций...то эти имена начинают приобретать смысл...В очках Кстати,если они правы,то это ставит под сомнение вообще существование Древней Греции (ну ту, о которой  нам в школе рассказывали)...

Давайте всё-таки с альтернативщиной тут немного полегче, и уж по крайней мере - на АС.. Иначе... Ну вы поняли. Раздел всё-таки называется исторический, как никак..
  • -0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  radson11 ( Слушатель )
30 май 2016 10:48:23

Ответ. нет- греки- если мы говорим об ахейцах до дорийского( те то уж точно индоверопейцы)  вторжения-- преимущественно индоевропейцы. Да у них тоже переводили детей из гинекея в мужскую половину в возрасте 5-6 лет.

Так что перевод детей их женской половины и разделение дома на женскую и мужскую половины никоим образом не является признаком "ордынства"
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Teiwaz ( Слушатель )
29 май 2016 23:56:09

 Материальный ценз и всё. 
 Стандартная русская изба на базе единственной печки, вокруг которой зимой пряли, ткали, тачали ложки и плели лукошки - не располагала к подобному.  Этого нигде и не было. На печи и вокруг печи и спали. 
 Печь вообще противоречит какому-либо разделению здания на "половины". 

 Да и не было никогда никакой "мужской половины". Что мужику на ней делать то? У него хлев-амбар был для занятий, плюс поле.
 
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
29 май 2016 23:59:43

согласен 
да и в морозном климате даже две жены иметь подобно смерти 
на одну сил и то хватает с трудом 
  • -0.01 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  ТАВ_34 ( Слушатель )
30 май 2016 00:09:50
Сообщение удалено
ТАВ_34
30 май 2016 00:21:23
Отредактировано: ТАВ_34 - 30 май 2016 00:21:23

  • +0.00
 
 
 
  Ladogard ( Слушатель )
30 май 2016 00:03:11

Русские избы не делились на половины. У баб мог быть свой угол , но и то весьма условно. В принципе она была хозяйкой во всем доме и поэтому можно назвать что весь дом был " её половиной". У мужиков были свои хозяйства. Как и сегодня у неё кухня, у него гараж , например. 

То что у  первых князей  были гаремы не говорит о том что они были организованы по принципу турецких гаремов. 

У скандинавских конунгов многожёнство  было так же распространено, но они всех жён в одну избу не заталкивали. У каждой было , скажем так" своё жильё". 
И это " личное пространство хозяйки" уважалось и принималось везде. Вон , и во французских дворцах тоже были  " половины королевы". 

Деление дома на женскую и мужскую половины с разделением и с жёсткой  ритуализацией быта на Руси  пришло как раз с Ордой. Так что это правда, не исконно русский обычай, а именно что  ордынский, но наложившийся  на ( или усиливший)  более древние  правила общежития в семье и клане. 

В общем то , любое деление жилья на женскую и мужскую "половины" обусловлено природой и самим процессом формирования социума. Дети, плач, сопли , люльки, кастрюльки , все это естественно служило появлению " водораздела" в жилище. 

 Туда же  восходит и ритуализация поведения и  обязанностей в семье . 
Скажем так , это та первичная платформа из которой выросли обычаи как запада , так и востока.   
Утверждать одно против другого , грешить против общего базиса. 
  • +0.02 / 10
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
30 май 2016 00:12:51

на Руси никогда не было многоженства 
это выдумки наших попов и брехня 
многоженство - это прямое животное отношение к женщине как ничтожество человеческому , чего у нас русских нет в крови вообще ничуть 
попробуйте только представить себе лично , если вы русский, вот на миг, что у вас две хотя бы жены и вас стошнит 
я уже не говорю про таковое предложение вашей нынешней жене - сразу получите в глаз, а это чистые гены вписаны в социал 
так что многоженство в социальном планге это семейное животноводство 
  • -0.02 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  Ladogard ( Слушатель )
30 май 2016 00:24:12
Сообщение удалено

30 май 2016 04:30:39

  • +0.02
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
30 май 2016 00:50:40

я писал про русских людей, которые вышли оттуда где морозы такие. что кроме русских никто не живет до сих пор
климат формирует не только генетику , но и социум 
это футюх тут давно сказал и верно так
  • -0.02 / 2
  • АУ
 
  Ladogard ( Слушатель )
29 май 2016 12:53:20

Увлечение художественными образами часто приводит в капкан фальшивого знания. 
Давно сказано передоказано, что скифы не были "азиатами с раскосыми очами". Блок при сочинени этого стиха, находился под впечатлением тогдашних представлений о мировой истории, а потом этот сугубо субъективный поэтический образ упорно вдалбливался в наш мозг все советские времена. 
Теперь этот  очередной штамп советского периода преподносится как факт, но это фуфел,  активно пользуемый гумилевскими последышами. 
  • +0.04 / 6
  • АУ
 
 
  Paul ( Слушатель )
29 май 2016 13:04:46

Да уж, ни одно известное мне изображение скифов - как-то раскосыми очами не радует.. Все на удивление - имеют стопудово славянские европейские физиономии..
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
  Поверонов ( Слушатель )
29 май 2016 14:23:32

Вообще-то бороды идут не от ордынской а от православной традиции - православные церковные служители с бородами не только в России а и в Греции,  где ордынцев не было. Ну и у азиатских ордынцев с бородами - не густо.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
29 май 2016 15:25:38

по вашему ДО православия мужики бороды не носили 
при язычестве
ко всему на иконах бородатых нету 
ну или сильно бородатых 
  • +0.01 / 5
  • АУ
 
 
  Paul ( Слушатель )
29 май 2016 17:03:43

Да что уж там - поглядите на изображения скифской эпохи - все скифы поголовно мохнорылы.. Улыбающийся Так что вообще - традиция бородищи ещё поди аж в палеолит уходит.. Подмигивающий Я вот лично - её уже 30 лет как блюду.. Веселый
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
  Red_Dragon ( Слушатель )
29 май 2016 18:56:36


Слово терем очень похоже на слово гарем
Цитата: ЦитатаСлово: те́рем,

Ближайшая этимология: укр. те́рем, др.-русск. теремъ "терем, дворец"; "купол", сербск.-цслав. трѣмъ "turris", болг. трем "крыльцо, горница", сербохорв. три̏jем, род. п. триjѐма "зал", словен. trẹ̑m "навес".
Дальнейшая этимология: Обычно считается ранним заимств. из греч. τέρεμνον, τέραμνον "дом, жилище"; см. И. Шмидт, Vок. 2, 66; Kritik 142; Мi. ЕW 345; Педерсен, KZ 38, 353; Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 283; Гр.-сл. эт. 200 и сл.; RS 4, 164; особенно см. Соболевский, ЖМНП, 1914, авг., стр. 365; Г. Майер, Alb. Wb. 436; Мурко, WuS 2, 131. Другие предполагают родство слав. *termъ с греч. словом *τέραβνον, а также с лат. trabs, trabēs "брус", др.-кимр. treb "жилье", гот. þaúrp "поле", д.-в.-н. dorf "селение"; см. Кречмер, "Glotta", 24, 9. и сл.; Гофман, Gr. Wb. 359; Фик, ВВ I, 171; Ильинский, Сб. Сумцову 371 и сл.; ИОРЯС 23, I, 141 и сл. (последний относит сюда же многое сомнительное). Не обосновано мнение о визант. происхождении (Романский, RЕS 2, 52). Любопытно кыпч. tärmä "женский покой", монг. terme, калм. termǝ "стена, решетка стены" (Рамстедт, КWb. 393).
Страницы: 4,47

tarling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=%5Cdata%5Cie%5Cvasmer&first=14161&encoding=utf-rus


По поводу наших старинных костюмов рекомендую почитать следующую книжку - она очень интересная:



http://history-fiction.ru/books/all_1/book_3864/

ЗЫ. Старая московская этимология (Ордынка, Арбат, Китай) как бы тоже об этом намекает...

Да и...видели, как выглядят московские жители на гравюре Аллена Малле из альбома "Описание мира"?



Decorative set of views of Moscow, from Mallet's Description de L'Univers, first published in Paris in 1683.

http://www.raremaps.com/gallery/detail/28802?view=print
  • -0.01 / 5
  • АУ
 
 
  МОВ ( Слушатель )
29 май 2016 20:38:15

Может, еще и про царских амазонок расскажете? Что-то такое про конную охрану царицы из женщин. 
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  Ladogard ( Слушатель )
29 май 2016 21:21:41

Ага.Улыбающийся Как у Каддафи . А Муаммар Каддафи это и есть сам Хан Батый , только переодетый. Крутой
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
  Red_Dragon ( Слушатель )
02 июн 2016 15:49:07


Было такое дело:


Цитата: ЦитатаМногие думают, что амазонки — это что-то существовавшее только в «древне»-греческих мифах, рис. 61. Между тем об амазонках, как о реально существующих людях, рассказывает, например, Повесть временных лет. На первый взгляд это может показаться странным. Откуда автор Повести временных лет почерпнул свои сведения об амазонках? Однако ничего удивительного нет. Как мы уже говорили, Повесть временных лет имеет весьма позднее происхождение. А конные отряды женщин-воительниц действительно существовали на Руси. Известно, например, что КОННЫЕ ОТРЯДЫ ЖЕНЩИН СОПРОВОЖДАЛИ ВЫЕЗДЫ ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ЦАРИЦ [282], с. 146.

Поразительно, что этот КОНВОИ АМАЗОНОК просуществовал при дворе московских царей даже до начала XVII века! О нем сохранились сведения в записках иностранных путешественников. Так, в 1602 году в Москву приезжал принц датский Иоанн, жених царевны Ксении Борисовны. Описатель его путешествия рассказывает о царском выезде царя Бориса, а также его жены и дочери Ксении следующее: «Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистьми, спадавшими на плечи. ЛИЦА ИХ БЫЛИ ПОКРЫТЫ БЕЛЫМИ ПОКРЫВАЛАМИ ДО САМОГО РТА, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24» [282], с. 145–146.


http://www.e-reading.club/chapter.php/128039/154/Fomenko,_Nosovskiii_-_Rus'_i_Orda._Velikaya_imperiya_srednih_vekov.html

Я встречал упоминание этой амазонской охраны также при описании выезда турецкого султана:


Цитата: ЦитатаФрили Дж. ТАЙНЫ ОСМАНСКОГО ДВОРА. ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ СУЛТАНОВ 

http://www.bookler.ru/bookisbn/5-8138-0504-4.shtml
http://russlovo.com/books/detail/57947/section/all/rus

:
"После казни Мустафы Сулейман активизировал военные действия.В ноябре 1555 г.он вместе со своей армией прибыл в Халеб.Свидетелем этого красочного зрелища был английский путешественник Энтони Дженкинсон.
Перечислив различные воинские части,которые торжественно входили в город,предваряя въезд самого султана,включая "12000 конников,16000 янычар и 1000 почетных пажей",Дженкинсон описывает въезд самого Сулеймана и его свиты:
"Сразу же после них ехал сам Великий султан с большой пышностью и великолепием,его внешний вид и жесты были исполнены чудесного величия,с обеих сторон находилось по пажу в расшитых золотом одеждах,сам же он сидел на красивом белом коне и в золотой мантии,усеянной драгоценными камнями,а на голове у него был красивый белый тюрбан,на который пошло добрых пятнадцать ярдов ткани из шелковых и льняных нитей,сотканных вместе,похожей на калькуттскую ткань,только гораздо более тонкой и дорогой,а на самом верху этой короны красовался небольшой плюмаж из белых страусовых перьев,его конь был точно так же богато разукрашен...
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
За ним следовали шесть красивых молодых дам,сидевших на прекрасных белых лошадях и одетых в наряды из серебряной ткани того же покроя,как и у мужчин,расшитих жемчугами и драгоценными камнями,а на их головах были головные уборы,искусно обработанные ювелирами;на лошадях висели большие фляжки,по одной с каждого бока;по обе стороны каждой леди ехало по два евнуха с маленькими луками в руках,КАК БЫЛО ЗАВЕДЕНО В СТАРИНУ"


ЗЫ. Попытки восстановить это старый обычай были предприняты Романовыми, при матушке Екатерине, вот тут почитайте:


http://memoirs.ru/texts/Esipov_Amaz_IV86_23_1.htm
  • -0.01 / 7
  • АУ