Импортозамещение или импортосдерживание? Фармрынок Беларуси сжался на 27%Источник:
http://news.tut.by/economics/498244.htmlПо итогам 2015 года фармацевтический рынок Беларуси составил 660 млн долларов, снизившись по сравнению с 2014 годом на 27%. Об этом сообщил журналистам председатель совета директоров компании «Нативита» Алексей Сычев.
По итогам 2015 года фармацевтический рынок Беларуси составил 660 млн долларов, снизившись по сравнению с 2014 годом на 27%. Об этом сообщил журналистам председатель совета директоров компании «Нативита» Алексей Сычев.
По словам бизнесмена, это произошло в связи с политикой государства «не на импортосдерживание, а на импортозамещение». «Если бы было сдерживание, то это отразилось бы на качестве медицины», — считает эксперт.
Он надеется, что госмеры по созданию местного производства и экономии бюджетных средств позволят в 2017—2018 гг. возобновить рост: на рынке появятся как собственные биоаналоги, так и инновационные лекарства.
В качестве примера Алексей Сычев привел опыт сотрудничества «Нативиты» с российским «Биокадом».
«За прошлый год мы зарегистрировали три моноклональных антитела, на закупку которых ранее из бюджета выделялось 20−22 млн долларов ежегодно. В результате того, что появились мы с „Биокадом“, за счет локализации экономия составили порядка 10 млн долларов. В 2 раза снизилась нагрузка на бюджет. Тут, конечно, сказался и демпинг со стороны конкурентов. Но тем не менее», — сказал Сычев.
Как сообщил заместитель директора Департамента фармацевтической промышленности Минздрава Виктор Шеин, на закупку лекарственных средств уходит 4% ВВП страны. Поэтому собственное производство означает «снижение бюджетного бремени». Сегодня доля белорусских лекарств растет. Два-три года назад она составляла 35%, сейчас — 50%.
В Минздраве утверждают, что никаких директив по реализации в первую очередь белорусских медикаментов для аптек нет. А есть обычные финансовые рычаги — белорусские лекарства отгружаются со скидкой 20%, а раньше 3%. В то время как импорт шел 20%.
«Сейчас мы уровняли. К тому же при закупке белорусских препаратов не приходится приобретать валюту. То есть стало выгоднее работать аптекам с белорусскими препаратами», — сказал Шеин. А утверждения, что белорусские лекарства уступают импортным,
«это попытка опорочить отечественных производителей». Медпрепараты в Беларуси выпускает 31 предприятие, из которых 16 имеют 48 сертификатов GMP (единые правила Надлежащей производственной практики). Продукция отгружается в 29 стран мира. По словам Шеина, если бы лекарства не отвечали нормам качества, то они не были востребованы за границей.
Уже в Беларуси реализовано 25 инвестпроектов по производству островостребованных лекарств, в ближайшие два года будут закончены еще 10 проектов стоимостью в 1,8 трлн рублей.
В настоящее время «Нативита» достраивает завод в Бешенковичах (Витебская область) на месте заброшенного двухэтажного цеха железобетонных конструкций, который местные власти передали на безвозмездной основе. Инвесторами
являются литовская инвесткомпания «Жиа Валда», лидер по разработке и производству первых генерических препаратов в Индии «Натко Фарма» и словацкая «Вита Фарма». От Беларуси выступает дистрибьюторская компания «Витвар» из Витебска, подконтрольная Сычеву. Стратегическим партнером проекта является как раз «Биокад».
Ориентировочная стоимость нового проекта — 15 млн долларов. Планируемое количество создаваемых рабочих мест к концу 2020 года — 96. Производство будет ориентировано на выпуск биоаналогов и первых генериков для лечения онкологических, аутоиммунных и тяжелых инфекционных заболеваний. Сроки завершения строительства завода перенесли на конец 2016 года.
—
Возникли сложности с проектированием, что сказалось на сроках, — пояснил Сычев TUT.BY. —
До конца июля мы уже завершим строительство. До конца года запустим завод. Есть время для валидации и освоения технологий. Есть уверенность, что в первом полугодии следующего года сможем перейти на полный цикл производства по ряду продуктов.С 2014 года «Нативитой» проводится регистрация лекарственных средств согласно перечню, который определил к освоению Минздрав. Являясь собственниками регистрационных удостоверений торговых марок, компания отдает их на фасовку и упаковку действующим предприятиям, в частности «Академфарм» Академии наук. В 2015 году объем реализации лекарственных средств составил порядка 3,5 млн евро. На этот год запланировано 15 млн, на 2017-й — 22 млн. С начала 2017 года это будет продукция собственного производства по полному циклу.
По словам Сычева, у «Нативиты» будут права на разработанные совместно с «Биокадом» препараты. И некоторые из них уже включены в Государственную программу по развитию фармацевтической отрасли на 2016−2020 годы.
«Нативита» является локомотивом для выхода «Биокада» на белорусский рынок?
— Нет, мы строим отношения как партнеры. У них здесь есть предприятие, которое занимается реализацией другой продукции, — парирует Сычев. —
У «Нативиты» с «Биокадом» заключены ряд соглашений. Лицензионное — на выпуск продуктов их разработки. Соглашение о трансфере технологии на продукты, которые мы локализуем в Беларуси. И третье — на совместную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому не надо рассматривать нас как локомотив [для «Биокада"]. Мы — партнеры. На абсолютно взаимовыгодной основе.В «Нативиту» «Биокад» инвестирует «
не деньги, а развитие возможностей».
«Для них, как и для нас, учитывая единый Таможенный союз, развитие партнерских отношений между субъектами хозяйствования ЕАЭС важно с точки зрения того, чтобы обеспечить доминирующее положение на этих рынках. А не вход сюда сомнительных биоаналогов по более низкой цене, но не гарантирующих качество. „Биокад“ работает по высоким международным стандартам», — резюмировал Алексей Сычев.