Беларусь — Казахстан: политическая идиллия на фоне экономического спадаИсточник:
http://naviny.by/rubrics/politic/2016/06/04/ic_articles_112_191820/Рабочий визит Александра Лукашенко в Астану, состоявшийся 30-31 мая, подтвердил, что дела в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)в целом Ссылкаобстоят неважно. Да и в двусторонних отношениях с одним из евразийских партнеров Минска — Казахстаном ситуация немногим лучше.
Рабочий визит Александра Лукашенко в Астану, состоявшийся 30-31 мая, подтвердил, что дела в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)в целом обстоят неважно. Да и в двусторонних отношениях с одним из евразийских партнеров Минска — Казахстаном ситуация немногим лучше.
Высказанная белорусским лидером на заседании Высшего Евразийского экономического совета жесткая критика неудовлетворительного состояния ЕАЭС уже была отмечена в многочисленных комментариях.Однако помимо саммита программа визита включала в себя переговоры Лукашенко с коллегой Нурсултаном Назарбаевым. Среди обозревателей популярна тема, что Минск и Астана намерены совместно противостоять Москве для защиты собственных интересов. По крайней мере, при взаимной поддержке удалось предотвратить достаточно настойчивые попытки Кремля создать в ЕАЭС политическую надстройку.
Политическая идиллия
С позиции сегодняшнего дня любопытно отметить, что поначалу сотрудничество Беларуси и Казахстана развивалось не слишком динамично. Даже дипломатические отношения были установлены почти через год после обретения странами независимости.
Однако с избранием в Беларуси президента положение принципиально изменилось, чему способствовало постоянно декларировавшееся стремление первых лиц обоих государств к расширению постсоветской интеграции.
На этой почве между ними всегда существовало определенное соперничество, поскольку каждый явно хотел играть главную роль. Правда, на первых порах Лукашенко делал акцент на политические аспекты интеграционного сотрудничества, тогда как Назарбаев отдавал предпочтение развитию экономических связей. Тем не менее, на двусторонних отношениях это соперничество никак не отразилось.
Беларусь и Казахстан также являются членами всех сформированных на постсоветском пространстве структур. Возможно, кстати, именно частотой встреч в рамках последних и объясняется тот факт, что двусторонние контакты на высшем уровне у Лукашенко с Назарбаевым не столь часты, как, например, с главами других центральноазиатских постсоветских республик — Туркменистана и Таджикистана.
Наконец, страны активно поддерживают друг друга на международной арене. Прежде это особенно касалось ситуаций, когда западное сообщество пыталось каким-то образом воздействовать на какую-либо из них с целью демократизации. В частности, Астана и Минск регулярно занимали идентичные жестко критические позиции в отношении подходов ОБСЕ к оценке электоральных кампаний в своих странах.
Впоследствии же, напротив, они не поддержали (по крайней мере публично) агрессивную политику Кремля в отношении Грузии и Украины, равно как и его поведение в противостоянии с Турцией.
В экономике — спад
А вот белорусско-казахстанскому взаимодействию в экономической сфере трудно дать столь же однозначную характеристику. Между тем ближе к концу 2000-х годов, когда Беларусь, Казахстан и Россия приступили к формированию Таможенного союза (ТС), надежды были большие.
В 2007 году двусторонний товарооборот достиг примерно 500 млн долларов при положительном для нашей страны сальдо около 60 млн. Трудно сказать, в какой мере именно ТС способствовал расширению поставок белорусской продукции, но в 2014-м эти показатели достигли, соответственно, 1,17 млрд и 600 млн.
Понятно, что в свете образования ЕАЭС предполагался еще более интенсивный рост, однако действительность неожиданно оказалась прямо противоположной. Уже в следующем году белорусский экспорт в Казахстан упал на 40%. И хотя импорт оттуда вырос почти на 70%, объем товарооборота сократился до 700 млн долларов, а положительное сальдо — до 350 млн.
Более того, в текущем году негативные тенденции усугубились: за первые три месяца белорусский экспорт рухнул почти на 45%, а падение казахстанского и вовсе превысило 60%. При сохранении этих пропорций годовой товарооборот составит всего около 290 млн долларов и сальдо в плюс 250 млн вряд ли станет большим утешением.
Поэтому не случайно на двусторонних переговорах в Астане было намечено в ближайшее время выработать программу торгово-экономического сотрудничества на десятилетие вперед. Это, безусловно, можно приветствовать, но сами по себе бумаги не решают проблем. Помнится, и на 2009-2016 годы разрабатывался подобный документ, однако он не предотвратил нынешнего падения двусторонней торговли.
***
Между Минском и Астаной в политическом плане не было серьезных разногласий в прошлом и нет глубоких противоречий сейчас, что позволяет не ожидать каких-либо проблем такого рода и в обозримом будущем.
В то же время и о возможности создания некоего стратегического союза против России говорить не приходится. Если Кремль захочет предпринять против «главных союзников»
операцию с использованием «зеленых человечков», он вряд ли станет действовать на обоих направлениях одновременно. В таком случае каждый будет выживать в одиночку.
Что же касается перспектив экономического сотрудничества, то, разумеется, развивать его необходимо, но при этом можно спрогнозировать, что в силу целого ряда как объективных, так и субъективных причин в число основных партнеров нашей страны Казахстан практически едва ли когда-нибудь войдет.