Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,789,262 45,064
 

  Vstarik ( Слушатель )
07 июн 2016 10:36:26

Тред №1102959

новая дискуссия Дискуссия  122

«При наличии сословного образования в царской России:


Для священнослужителей и их детей существовали духовные училища (так называемая бурса);

для купцов - коммерческие училища;

офицеров - кадетский корпус и юнкерские училища. Откуда была прямая дорога в высшие военные училища и Академию Генштаба.

(Городские училища учреждены, точнее, переименованы из уездных, в 1872 г.)

В системе образования царской России окончание университета давало возможность занять государственные должности. Это был великолепный старт (в ряде ведомств просто минимум). В университет можно было попасть, закончив гимназию.

Параллельно с гимназией существовал еще структурный аналог - реальное училище, которое готовило кадры политехнические, медицинские, сельскохозяйственные, экономические и т.п. Разница была в том, что в гимназии преподавали два «мертвых» языка, а в реальном - нет, но добавлялись «живые», разговорные (до четырех), плюс к этому давались углубленные знания по математике, физике, естествознанию и т.п. Кадетские корпуса - вне темы, это откровенно кастовые системы, как бы специально созданные для бедного дворянства (могли быть исключения: например, георгиевский кавалер или нижний чин, совершивший какой-либо подвиг, и сам мог получить офицерский чин, и детей пристроить в корпус).

Коммерческие училища - также кастовая система. Детям купцов не было смысла идти в гимназию, а тем более в реальное училище: сословная принадлежность обязывала их к жесткому соответствию своей касте. Став инженером или врачом, он мог вылететь из сословия. Аналог этому брак: муж-дворянин, женившись на купчихе, давал ей статус приобретенной дворянки и потомственное дворянство детям.

Дворянка, выйдя замуж за купца, лишала звания себя и своих детей. Например, В.И. Ленин, сын дворянина по выслуге, не обладал всеми правами потомственного дворянина, но, женившись на потомственной дворянке Н.К. Крупской, передал бы детям уже полные дворянские права.

И гимназия, и реальное училище были, в общем-то, средними учебными заведениями. В них не велось обучения с детства, поступление было отодвинуто (народное образование, наоборот, было начальным) и сопровождалось экзаменом (начать обучение можно было с 1-го, 2-го и 3-го класса).

Крестьян в средние учебные заведения не брали вовсе.

Мещане и купцы? Но они были жестко привязаны к начальному уездному образованию. А программы обучения были составлены с гениальной несостыковкой. В приходской школе долбили церковно-славянский, арифметику, но не учили географию, историю и естествознание, как в уездном.

А в уездном не учили древнюю историю и, главное, языки и естествознание. Да и территориально все было не так просто. Не в каждом городишке было уездное училище, а уж гимназия или реальное - часто в другом городе.
 Если повезло, то была милая особенность - надо было представить справку, что у вашего сына есть отдельная комната для занятий.

Знает ли читатель, что в огромной империи квартирный налог платили только 650 тыс. человек? Остальные жили в чем-то неолитическом. В городах квартирная проблема была дикая. Сдавали «углы» - места под лестницами, подвалы, чердаки, койки «на ночь» и «на день» и даже в своем доме жили по 3-4 поколения.


Для иллюстрации темы приведу выдержки из табельного квартирного довольствия офицеров романовской империи. «5-й разряд: штаб-офицеры гвардии и не командующие отдельными частями, гражданские чины VI-VIII классов; капитан 1-го ранга, 2-го ранга, старший лейтенант ВМФ. Размер помещения - 26 кв. саженей, число людских - 1, число кухонь - 1, число покоев - 3. 6-й разряд: обер-офицеры, командующие ротами, эскадронами и другими частями на правах ротных командиров, лейтенант ВМФ. Размер покоя - 17 кв. саженей, число людских - 1, число кухонь - 1, число покоев - 2».
Подводим итог. Только дворяне с их кастовой преемственностью знаний могли дома заниматься с детьми и плюс к этому нанимать учителей для 3-4-летней подготовки к гимназии или реальному училищу.

Кто еще мог вклиниться? Поповичи: профессиональная наследственная память, физическое здоровье, языки в бурсе и семинарии, плюс гуманитарный уклад профессии. И казаки, если, конечно, их служебная приписка была в каком-то культурном центре.»





Взято у А. Г. Купцова.
  • +0.32 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!