Одной из целью Хрущева состояла именно в том, чтобы положить конец реформам, которые прочно ассоциировались с именами Сталина. Суть сталинских преобразований сводилась к изъятию у партии несвойственных ей функций управления политикой, экономикой и культурой и передаче их Советам. В мае 1953 года, как и было запланировано Сталином, даже после его смерти система работала, высший орган исполнительной власти — Совет министров СССР — принял постановление, которое лишало дополнительного денежного содержания, или т. н. «конвертов», крупных партийных руководителей. По духу оно соответствовало идее отстранения партии от управления государством, его хозяйством и культурой и передачи всех властных полномочий правительственным органам.
Но уже в августе 1953 года Хрущеву удалось восстановить «конверты» для высокопоставленных партчиновников, увеличив размер премиальных и выплатив недополученное за три месяца.
Еще через три недели состоялся Пленум Центрального комитета, и буквально в последние минуты его работы был воссоздан пост Первого секретаря ЦК (до 1934 года — Генерального секретаря), на который, разумеется, избрали Хрущева. Вот партийная номенклатура и вознаградила «своего.
(
Напомним, что крайние государственные должности у Сталина были Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (1941—1946), Председателя Совета Министров СССР (1946—1953).
Партийные же - Секретарь ЦК ВКП(б) (1934—1952), член Президиума ЦК КПСС (1952—1953), Секретарь ЦК КПСС (1952—1953) Просто и скромно - секретарь. )
. . . состоялся Пленум Центрального комитета, и буквально в последние минуты его работы был воссоздан пост Первого секретаря ЦК на который, разумеется, избрали Хрущева.(с)
Улавливаете разницу.
Создать условия возврата партаппарата к власти, в том числе, и был замысел XX съезда.
Ибо:
Из
http://www.stoletie.ru/territoriya_isto ... -12-12.htm В Конституции 1936 года Совет министров определялся как «высший орган государственного управления», а в хрущевском проекте его планировали обозвать «исполнительным и распорядительным органом». Члены комиссии предлагали закрепить руководящую роль КПСС. . . .
В 1964 году Хрущев был смещен и принятие новой Конституции отложили (хотя вялотекущая работа по ее разработке продолжала вестись). Ее приняли в 1977 году, и она все-таки закрепила роль КПСС. В 6-й статье декларировалось: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.».
В прежней Сталинской Конституции (1936 год) роль партии тоже фиксировалась, но не столь резко. Характерно, что ее определяла 126-я статья, тогда как в брежневской конституции о роли партии говорится в самом начале. К тому же в 126-й статье говорится, прежде всего, об ассоциациях граждан: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества…».
И только после этого утверждалось: «… А наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию… являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
Как говорится, почувствуйте разницу.
Брежневская конституция была триумфом партократии, которая через 8 лет начнет разрушительную перестройку. 1977 год, Брежневская Конституция исключила следующие понятия
- "диктатуры пролетариата" с введением либерально-демократического понятия "власть народа".
- КПСС из авангарда рабочего класса переименована в авангард всего народа.
- СССР из государства рабочих и крестьян переименован в общенародное государство.
По сути уже тогда проявлены изменения в мировоззрении номенклатуры с коммунистического на мелкобуржуазное и подготовлен мостик для последующей ликвидацией институтов Советской Власти.
Идеологически номенклатурная верхушка уже готова была пойти на сближение с Западом и в 70 – годы уже обкатывалась форма, так называемой, «конвергенции», поскольку идеология "общества потребления" была близка и понятна иерархам хрущевско-брежневского Политбюро, не говоря уже о "агентах влияния".
То, что произошло чуть позже, фактически явилось "исполнением воли" Л. Троцкого, который еще в 1922 году настаивал на "сращивании" экономики СССР с мировым капиталистическим хозяйством, что в те годы было яростно отвергнуто Сталиным.