Когда я собирал материал для биографии А.А. Громыко в ЖЗЛ, проштудировал книгу Громыко А.А. Внешняя экспансия капитала: история и современность. М., 1982.
Кое-что сегодня выглядит весьма современно и поучительно. "Во время русско-японской войны в ноябре 1905 года США выдвинули проект постройки американским синдикатом «Транс-Аляска - Сибирь» железной дороги протяженностью пять тысяч верст, для чего должна была предоставлена площадь 120 тыс. кв. верст (около 138 тыс. кв. км., т.е. пространство вдвое больше того, которое занимают Бельгия и Голландия вместе взятые, с правом эксплуатировать недра земли, поступавшей в полное распоряжение синдиката. Условия концессионного договора предусматривали также права американских предпринимателей скупать другие земли, сооружать транспортные и промышленные предприятия на всей территории Северо-Востока России, завозить из Америки рабочих и технический персонал и даже создавать собственную вооруженную охрану". (С. 66 – 67).
При этом США поддерживали Японию в войне против России.
"США предоставили Японии четыре займа. Суммы этих займов превышали суммы всех выпущенных во время войны внутренних военных займов в Японии, свыше 680 млн. иен". (С.75).
То есть игра шла сразу на двух столах!
"Требуя от России «открытых дверей» в отношении Маньчжурии, США вводили жесткий таможенный режим на контролируемых ими территориях.
В начале лета 1917 года американская миссия Стивенса, прибывшая в Россию, добивалась контроля над всеми главными железнодорожными магистралями страны, и в первую очередь над железной дорогой, связывающей Владивосток с жизненными центрами европейской части России. Были подготовлены соответствующие договора, предоставляющие американским монополиям многочисленных концессий на добычу нефти, угля, железной руды в различных российских регионах". (С. 72).
Громыко хотел сказать, что если бы не Октябрьская революция, Сибирь стала бы американской. (выделение жирным шрифтом моё. Vstarik )