Разгрузка складов: найдется ли покупатель на залежалый товар?Источник:
http://zautra.by/art.php?sn_nid=21642Почему на склады госпредприятий не пускают частника, и не торопятся делать скидки?Кризис пока не помог многим белорусским госпредприятиям разгрузить склады. Хотя объемы производства пришлось существенно сократить.
Почему на склады госпредприятий не пускают частника, и не торопятся делать скидки?
Кризис пока не помог многим белорусским госпредприятиям разгрузить склады. Хотя объемы производства пришлось существенно сократить. Однако запасы готовой продукции, к примеру, Минского тракторного завода
впечатляют даже с высоты птичьего полета. МТЗ -- не единственное госпредприятие, испытывающее проблемы со сбытом.
По данным Белстата, на 1 января 2016 года складские запасы отечественных производителей оценивались в 33,5 трлн рублей. За год они выросли на 0,8 трлн рублей и составили 68,7% среднемесячного объема промышленного производства.
Как распродать эти огромные залежи продукции?
Крук: Нужно делать скидки— На мой взгляд, единственный адекватный подход сделать существенные скидки, пусть даже на порядок ниже себестоимости, что позволит обеспечить оборотными средствами, -- считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC)
Дмитрий Крук. -- С помощью директивных заданий, как у нас любят, такие вопросы не решаются.
Эксперт отмечает, что проблема складских запасов возникла в 2013-2014 годах.
— Это наследство, с которым нам приходится сегодня жить, — говорит аналитик.
По словам экономиста, за последний год предприятия резко сократили объемы производства, и складские запасы уже не растут столь стремительно как раньше.
Однако проблема разгрузки складов по-прежнему весьма злободневна. К тому же, произведенная несколько лет назад продукция, могла потерять свой товарный вид и функциональность.
— Те же трактора — насколько они пригодны для рынка и пригодны ли вообще к использованию, — говорит
Дмитрий Крук.
Маргелов: Отдайте эту нишу предпринимателям!Между тем представители бизнеса неоднократно пытались помочь властям в нелегком деле разгрузки складов. Однако наталкивались на стену.
— Что касается МТЗ и МАЗов, то бизнес уже много лет просит: давайте мы вам будем помогать разгружать. Но руководство предприятий нам отвечает: у нас своя cбытовая политика, — рассказывает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства
Виктор Маргелов.
По его словам, несколько лет назад белорусские предприниматели привозили в Минск украинских коллег, которые были готовы напрямую приобрести у МТЗ по 50 тракторов. Так выходило дешевле, чем у украинского дилера. Бизнесмены согласны были сами оформить и доставить продукцию. Но на заводе отказали, и посоветовали приобретать белорусские трактора в Украине.
-- Сегодня, несмотря на запасы готовой продукции, вы не купите трактор для экспорта. Вам его просто не продадут, -- подчеркивает эксперт.
Аналогичная ситуация и с торговлей основными запчастями. Хотя ниша для предпринимателей здесь, по мнению бизнесмена, есть.
Он напоминает, что раньше многие частники брали запчасти, что-то по бартеру меняли, где-то находили покупателей.
-- Понятно, что завод таким не будет заниматься. Так отдайте эту нишу предпринимателям! Но, увы. Сегодня в рамках их cбытовой политики случайным или мелким предпринимателям места нет, — отмечает бизнесмен.
Причины скопления складских запасов, по его мнению, разные. К примеру, МТЗ потерпел от того, что Россия в прошлом году вместо 11 тысяч тракторов купила 4,5 тысячи. У Минского автозавода, как отмечает эксперт, проблема еще серьезней, поскольку с российского рынка МАЗ вытесняет КамАЗ.
— Из разных источников поступает информация, что общая кредиторская задолженность МАЗа доходила даже до 50 трлн рублей. На сегодняшний деньисточники озвучивают цифру 20-25 трлн. Это миллиард долларов! А есть ли там продукции на миллиард? – вопрошает Виктор Маргелов.
По его словам, сложная ситуация сегодня и на Минском моторном заводе, а также на других госпредприятиях.
— Теперь уже необходимо серьезное «хирургическое» вмешательство. Власти раньше должны были адаптироваться к ситуации. Не надо было эти трактора выпускать, не надо было содержать людей. А что сейчас? Напечатать пустых денег, чтобы МАЗ расплатился, и грохнуть экономику? – говорит предприниматель.
На последнем заседании конфедерации промышленников и предпринимателей, по словам эксперта, представители Министерства экономики сами заявляли, что в состоянии банкротства сегодня находятся больше 500 предприятий, на которых работает от 1-1,5 млн человек. Для того, чтобы сбалансировать их финансовое положение, по расчетам Минэкономики, надо порядка 7 млрд. долларов.
— Это без реконструкции, без модернизации, просто так. Вот она глубина! А складские запасы МТЗ – макушки айсберга! – отмечает Виктор Маргелов.