«Мотовело» как символ краха «уникальной модели»Источник:
http://gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=114848В чем нельзя упрекнуть Александра Лукашенко, так это в равнодушии к судьбе «Мотовело». Однако получилось, как в песне из «Бриллиантовой руки»:Что они ни делают,Не идут дела.Важно отметить, что предприятие не было «убито» еще в допрезидентские времена.
В чем нельзя упрекнуть Александра Лукашенко, так это в равнодушии к судьбе «Мотовело». Однако получилось, как в песне из «Бриллиантовой руки»:
Что они ни делают,Не идут дела.Важно отметить, что предприятие не было «убито» еще в допрезидентские времена. Экономист Александр Обухович, привлекавшийся к разработке программы модернизации завода в начале 2000-х, писал в статье
«Как добивали «Мотовело»:
«На рубеже веков положение предприятия представлялось достаточно прочным. Завод производил почти миллион велосипедов в год, а ближайший конкурент из СНГ — около 10 тыс. Продукция «Мотовело» продавалась во многих странах. Имелась лучшая в то время в стране гальваника. Финансовое положение предприятия не было блестящим, но и особой тревоги не вызывало…».
Однако управление промышленностью в целом и конкретным предприятием в частности привело к тому, что «Мотовело» оказался не готов к новым вызовам: в первую очередь, к обострившейся конкурентной борьбе. Корни этой проблемы кроются как в провалах менеджеров, так и общих правилах игры, установленных в рамках «уникальной экономической модели».
В результате уже к середине нулевых завод оказался в кризисе. Сбыт велосипедов рухнул в 20 раз.
А потом были 10 лет попыток спасти «Мотовело», в ходе которых белорусские власти, похоже, перепробовали все возможные варианты. Перечислю лишь основные «этапы большого пути в никуда».
В 2006-м году госдоля в «Мотовело» была доведена до 99% взамен на финансовую помощь из казны. Тогда же Александр Лукашенко пообещал, что «предприятие должно и будет работать».
Уже через год завод был продан зарегистрированной в Австрии компании ATEC Holding, владельцем которой являлся бизнесмен Александр Муравьев, в то время пользовавшийся расположением главы Беларуси. Потом была восьмилетняя «санта-барбара», в ходе которой новый владелец предприятия объяснял Александру Лукашенко, почему всё по-прежнему плохо. Объяснял, пока не сел.
В 2015-м «Мотовело» национализировали. Спасать его отправили Николая Ладутько. По меркам властей – это топ-менеджер, всё-таки пять лет руководил Мингорисполкомом.
Ладутько бодро взялся за дело и заявил, что на модернизацию предприятия понадобится до 10 миллионов долларов. Ради спасения завода были выдуманы причудливые схемы, к которым привлекли даже «Минск-Арену» в качестве учредителя нового ООО «Мотовелозавод»! Вскоре сменивший Николая Ладутько в Мингорисполкоме Андрей Шорец доложил Александру Лукашенко, что ситуация на предприятии исправляется.
Однако оптимизм бывшего и нынешнего мэров по поводу «светлого будущего» завода оказался неоправданным довольно быстро. Уже в мае 2016-го Ладутько заявил
TUT.BY, что на спасение и развитие производства нужно до 50 миллионов долларов (а не до 10, как утверждалось раньше). Между тем попытки завлечь на завод китайских и российских инвесторов успехом не увенчались.
А меньше, чем через месяц,
Ладутько уже предложил банкротить предприятие. По сути, это констатация клинической смерти завода, который еще не так давно выглядел вполне успешным.
То есть было перепробовано всё:
Национализация;
Финансовая помощь от государства;
Передача приближенному бизнесмену;
Сокращение численности работников с 2300 до 400;
Повторная национализация;
Поиск иностранных инвесторов;
Назначение руководителем приближенного чиновника;
Не сработал ни один из подходов.
И пример «Мотовело» — далеко не единичный. Вспомним хотя бы о пребывающем в таком же состоянии знаменитом производителе телевизоров.
Еще одна любопытная деталь, характеризующая состояние национальной промышленности. Ладутько рассказал, что обращался на белорусские предприятия с вопросом: кто сможет выпускать комплектующие к вело- и мототехнике, но не за баснословные деньги? В итоге не нашлось ни одного завода, готового производить нужные запчасти!
Все это – результат «ручного управления» на уровне главы государства и «уникальной экономической модели», о которой много лет долдонили власти. В сухом остатке – лишь проедание промышленного потенциала, оставшегося с советских времен. Руководство страны не смогло ни удержать на плаву старую экономику, ни создать новую.