Цитата: зарун от 18.06.2016 19:29:43Индустриализация Российской империи
Паровозостроение
Железные дороги и паровозостроение - одна из наиболее развитых отраслей в Российской Империи, на развитие которой русские цари никогда не жалели ресурсов. Даже плату за уступку Аляски Северо-Американских Соединенных Штатов взяли оборудованием для железных дорог.
Итак, основные вехи 18-19 веков в отечественном паровозостроении:
1762 год - в Барнауле русский изобретатель Ползунов И.И. создает первую в мире сдвоенную паровую машину.
1806 год - П.К.Фролов строит первую русскую рельсовую дорогу для змениногорских рудников (задолго до Франции и Америки)
1833 год - на Нижне -Тагильских заводах на Урале построен Черепановыми первый русский паровоз (на несколько лет раньше Германии)
1838 год - открыта для всеобщего пользования первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом. Построена с 100 % использованием импортной техники.
1843 год - начало постройки Московско-Петербургской железной дороги.
1846 год - Александровский завод выпустил первые серийные русские паровозы.
1869 год - Запуск Коломенского, Невского и Воткинского заводов.
1870 год - Начался выпуск паровозов Мальцовскими заводами
1892 год - Брянский завод начинает выпуск паровозов
1894 год - Путилковский завод начинает выпуск паровозов
1897 год - Харьковский завод начинает выпуск паровозов
1898 год - Сормовский завод начинает выпуск паровозов
1900 год - Луганский завод начинает выпуск паровозов
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000058/index.shtml
Воспеватели «России, которую мы потеряли» со своим бредом про «рекордные темпы роста экономики» сейчас будут решительно посланы в сад. Если артель «Рога и копыта» делала 200 корыт в год, а стала делать 600 корыт, из которых 300 шло на экспорт, то это, конечно, можно считать «ростом», но это рост чисто количественный, а не качественный. А в это время какой-нибудь германский заводик вместо 50 паровозов, тягающих 200 тонн полезного груза, со скоростью 30 км\ч. стал делать 30 паровозов, тянущих по 1000 тонн со скоростью 50 км\ч., и формально это «катастрофическое падение производства». Но налицо качественный технический прогресс и увеличение транспортных мощностей.
Вот и царская Россия, наращивая темпы производства «корыт», за 60 лет, прошедших с момента отмены крепостного права, формально порвав с феодализмом, только увеличила отрыв от промышленно развитых стран, причем не только европейских. Но владельцы «корытных заводиков» тем не менее, получали довольно приличную маржу, и
никто не мог у них ее отобрать в пользу государства. Ибо частная собственность. Русская элита (в части «крезов» по крайней мере) начала эйфорически потреблять, то есть делать то, что ей не дозволялось ранее. А для закрепления своего привилегированного положения «крезам» нужна была власть, которой они добивались все более и более настойчиво.
Результатом нарушения равновесия в отношениях между властью и собственностью стало катастрофическое ослабление (деградация) государства. Феодальная бюрократия оказалась неспособна эффективно управлять страной в эпоху научно-технического прогресса, а вестернизированная буржуазия не имела ни малейшего желания нести бремя имперских издержек по содержанию сильного государства. Отмечу, что в XX веке понятие «сильное государство» отнюдь не сводится к вопросу численности армии и насыщению ее современным оружием. В итоге обескровленная империя проигрывает войны одну за другой – экономические, торговые, научно-технические, финансовые, идеологические, дипломатические и горячие – с Японией и Германией.
Чем глубже кризис – тем жестче меры по его преодолению. Большевики радикальнейшим образом решили спор между «фараонами» и «крезами», зачистив последних под корень, полностью отделив власть от собственности. Это (но не только это, конечно) позволило создать сильное государство и снова победить как в войне горячей (Вторая мировая), так в соперничестве идеологическом (полмира находились под влиянием советского мировоззрения) и научно-техническом (космическая гонка).