Выражение "татаро-монгольское нашествие" вызывает у русских людей исключительно неприятные исторические ассоциации. Менее известно, что именн о этим азиатским кочевникам христианская цивилизация обязана последней попыткой установить на Святой Земле господство креста над полумесяцем.
В канун 1260 года христиане Палестины получили радостную весть: на помощь княжествам, герцогствам и сеньориям Святой Земли, которые терпели поражение за поражением от мусульман-мамлюков, двигалось мощное войско. Могущественными союзниками потомков крестоносцев неожиданно выступили монголы, одно имя которых в то время наводило ужас на народы Азии и Европы.
Христиане Ближнего Востока радостно встречали монгольские войска. Хотя сам Хулагу был последователем мистического направления буддизма, но его супруга Докуз-хатун верила в Христа и покровительствовала христианам. Ревностными христианами несторианского толка были начальник штаба Хулагу найман Китбуга-нойон и его ближайшие помощники.
Примечание:
Союз хана Хулагу с христианами был отнюдь не случаен. Связи между монголами и христианством (преимущественно несторианского толка) складывались веками. В 431 г. на Вселенском соборе в Эфесе был предан анафеме константинопольский патриарх Несторий, неосторожно заявивший, что "у Бога нет матери". Учение Нестория было мгновенно осуждено в Эфесе и снова проклято там же в 449 г. (Эфесский разбой). Окончательно анафема упорствовавшим несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 г. От репрессий они могли избавиться лишь путем отречения от своего лжеучения, что сделать отказались даже перед лицом гонений. Большая часть несториан ушла в Персию, где в 499 г. в Ктезифоне возникла несторианская патриархия.
Из Персии несториане широко распространились до самых восточных пределов Азии. В VI в. христиане не без успеха проповедовали свою веру среди кочевых тюрок. Тюрки, захваченные в плен византийцами в битве при Балярате в 591 г., имели на лбах татуировку в виде креста и объясняли, что это сделано по совету христиан, живших в их среде, чтобы избежать моровой язвы. В 1007 г. крестились тюркоязычные онгуты, лесовики–меркиты, гузы и отчасти джикили. У уйгуров, обосновавшихся в Турфане, Карашаре и Куче, христианство вытеснило остатки манихейства. Вместе с верой в Христа уйгуры восприняли сирийское письмо и создали весьма высокую культуру. Пышно расцвело христианство и в Семиречье. До сих пор в Средней Азии археологи находят древние тюркские надгробные памятники с изображением креста. В 635 г. несторианство проникло в Китай, где было встречено даже правительством весьма благожелательно. Первые императоры династии Тан, Тайцзун и Гаоцзун покровительствовали христианам и позволяли им строить церкви.
Не охваченной миссией оставалась лишь Северо-Восточная Монголия. Но скоро ситуация изменилась. В ХI в. начались гонения на христианство в Китае. Бежавшие оттуда несториане перебрались к кочевым народам пустыни Гоби и развернули там проповедническую деятельность, увенчавшуюся необычным успехом. В итоге полностью были крещены самые развитые монгольские племена — кераиты и найманы. Ханом кераитов тогда был несторианин Тогрул–бек, которого в средневековых европейских легендах называли "царем–священником Иоанном".
Но Чингизхан стремился объединить под своей властью монгольские и тюркские народы. И двух правителей быть не могло. Сначала им были завоеваны кераиты (1203 г.), а их могущественный правитель Тогрул–бек убит двумя воинами–тюрками. Череп "священника Иоанна", как повествуют хроники, был покрыт серебром и хранился в юрте одного из тюркских вождей, став предметом поклонения. Затем Темучин (так звали Чингисхана до принятия титула великого хана) покорил племя воинственных найманов. Два этих могущественных племени умножили силы монгольского войска и, что главное, ознакомили монголов с христианством. Так, найманская царевна Суюркуктени вышла замуж за любимого ханского сына Тулуя и сохранила при себе несторианскую церковь со священниками и имуществом. Дети ее Мункэ, Хубилай, Хулагу и Ариг–буга были воспитаны в духе уважения к христианской религии, хотя по монгольской ясе не могли быть крещены.Союзником монголов являлся царь Малой Армении (Киликии) Гетум I, мечтавший при помощи монгольских воинов сокрушить Багдадский халифат и создать великое армянское государство. Еще в 1253 году Гетум I предложил верховному хану монголов Мункэ подписать договор о союзе, который, в частности, предусматривал установление дружбы между монголами и христианами, освобождение христианского духовенства от податей, помощь монголов в освобождении Святой Земли и возвращение всех армянских земель, занятых мусульманами.
В феврале 1258 года армия Хулагу взяла Багдад. В январе 1260 года монголы перешли Еврат. Начиналась решающая фаза похода, который британский медиевист
Роберт Ирвин назвал "христианским джихадом". В Европе с радостью следили за успехами "желтых крестоносцев". Хулагу–хана и Докуз–хатун сравнивали с императором Константином и его женой Еленой, утвердившими христианство в Римской империи. Европейцы с нетерпением ждали, когда новые "воины Христа" освободят Святой град Иерусалим и Гроб Господень и восстановят торжество христиан в Святой Земле.
https://culturo-logi…ia-474289/