Выборы в Бундестаг в 2017 году, что ждатьВ будущем году нас ожидают выборы в немецкий Бундестаг и избрание нового канцлера Германии.
В будущем году нас ожидают выборы в немецкий Бундестаг и избрание нового канцлера Германии. Самым главным для России вопросом является является следующий:"А как поменяется немецкая политика в отношении нашей страны в этот раз? Отдалимся ли мы друг от друга сильнее или наоборот наши отношения выйдут на новый позитивный уровень? Останется ли Меркель на своём посту или нас всех ждёт новый канцлер?"
Для начала хотелось бы немного поговорить о политике немецких партий и о том, какие кандидатуры могут быть предложены на пост канцлера в будущем году.
ХДС/ХССНесмотря на все провалы случившиеся с 2005 года, Ангела Меркель может вновь занять кресло канцлера, так как её фигуре в ХДС/ХСС попросту нет альтернативы. Она застолбила за собой это место, как когда-то до неё это сделал Гельмут Коль, убирая попутно своих возможных конкурентов. Это стандартная ситуация для немецкой политики, когда в стране существует канцлер-долгожитель и немцы это принимают. В самой же ХДС оппозиции Меркель попросту не существует, лидер фракции Каудер предан Меркель и даже не задумывается над тем, чтобы создавать в партии конкурентную среду для появления нового лидера. Забегая вперёд, скажу, что это отличительная черта практически всех немецких партий-старожилов.
В 2011 году Меркель сказала одну очень интересную вещь. Она заявила, что настало время политиков новой формации и им нужно больше молчать, прежде чем предлагать решения. По сути она дала характеристику своему канцлерству уже в то время, когда Европе нужна жёсткая рука и лидеры способные принимать решения. При этом сама Меркель убирает возможных конкурентов. Здесь стоит вспомнить об Аденском пакте, который заключили 15 членов ХДС, и в котором они распределили свои роли. Они решили, кто будет главой фракции, а кто станет новым канцлером. Узнав о таком пакте, Меркель просто всех разогнала и лишила партию альтернативного пути развития.
ХСС является зависимым игроком от ХДС, так как избирается только в одном регионе, в Баварии. Зеехофер ведёт примерно такую же кадровую политику и не особо любит молодых талантливых политиков. В первую очередь здесь на ум приходит история с бывшим министром обороны цу Гуттенбергом, который выделялся среди всех министров и имел хорошую репутацию в немецком обществе. Люди его любили, а он продвигал политику честности и откровенности. Так он сам её охарактеризовал в одном из своих первых интервью на посту министра. Но немецкая политическая элита была не готова к такому политику, и в 2011 году он ушёл в отставку из-за обнаруженного плагиата в своей диссертации. Примечательно, что Зеехофер нисколько не поддержал своего однопартийца. Всё время пребывания цу Гуттенберга на посту министра, Зеехофер терпел его только потому, что тот приносил партии дополнительные голоса.
Однако если в ХДС всё всех устраивает (судя по их кадровой политике), то в ХСС были недовольны отставкой цу Гуттенберга и надеялись, что он пойдёт с партией на выборы в 2013 году, но он отказался. Сейчас можно с уверенностью сказать, что немецкая политика лишилась очень перспективного лидера, способного составить Меркель серьёзную конкуренцию на выборах в следующем году.
Если говорить о внешнеполитических приоритетах партии, это усиление роли в Германии в ЕС, попытка переформатировать Европу под себя, а также развитие атлантических отношения(США- Германия). России же в программе партии отведено довольно скромное место. В основном, наша политика нещадно критикуется ХДСниками, и, самое главное, в их риторике отсутствует адекватный подход к нашим отношениям. Однако, как я уже писал на БМП, в партии существуют различные течения, и там есть люди, которые выступают за развитие российского направления в немецкой политике.
СДПГСитуация в партии схожа с ситуацией в ХДС. Власть на себе сконцентрировали 2 человека, которым нет никакой альтернативы. Это Штанмайер и Зигмар Габриэль. Но с большой вероятностью на выборы пойдёт Габриэль, так как он, во-первых, председатель СДПГ, а во-вторых, его рейтинги выше, чем у кого-либо в партии. Штанмайер не обладает таким политическим весом в партии, который имеет Габриэль, плюс на совести Штанмайера несколько спорных политических решений в прошлом, которые серьёзно отразились на положении дел в партии на предыдущих выборах. Габриэль же сейчас вице-канцлер и отвечает за достаточно "больное" направление немецкой политики- энергетическое. Благодаря нему появились уже 2 новые энергетические программы, которые должны исправить те ошибки, которые наворотили коллеги из СвДП и ХДС, когда формировали энергетическую концепцию 2050.
Габриэль проводит также очень интересную кадровую политику: люди, назначенные им на посты министров от СДПГ, за исключением Штанмайера не обладают никаким политическим весом и харизмой. Это также показывает, что он крайне заинтересован в том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру в следующем году. Лично мне хотелось бы посмотреть на канцлера Штанмайера, но на данный момент это вряд ли возможно в силу ряда объективных причин.
Внешнеполитическая повестка партии более прагматична и учитывает множество факторов. СДПГ также выступает за развитие европейского проекта и за лидерство Германии в нём. Этим их программа очень схожа с программой ХДС/ХСС. Главное отличие в подходе СДПГ к взаимоотношениям с нами. Они занимают более прагматичную позицию и понимают, что Россия - важный партнёр Германии. Это выражается как в энергетической политике Габриэля, который продвигает строительство "Северного потока 2", так и в политике Штанмайера, который сформировал(как я считаю) "двойную стратегию" в отношении России. С одной стороны он критикует ряд наших внутре- и внешнеполитических начинаний, но при этом пытается сгладить углы и создать базу для развития двусторонних отношений. Критика исходит как раз потому, что СДПГ очень важно европейское направление, именно в нём они видят будущее Германии, а в Европе как известно много русофобов и прочих "любителей" России. Нас такая "двойная стратегия" устраивает.
"Альтернатива для Германии""Альтернатива для Германии" резко выстрелила на земельных выборах в 2014 году. Программа партии предусматривает отказ от евро и новый подход в европейских взаимоотношениях. Их нельзя назвать серьёзными "евроскептиками", они скорее скептики переформатирования Европы с размывом общих границ. Общее экономическое пространство партией поддерживается, но с определёнными оговорками. Их успех продиктован настроениями населения в тех землях, где были выборы. Серьёзных испытаний у партии ещё не было, они ей только предстоят. Поэтому в Германии в данный момент стоит вопрос: это очередная партия однодневка или действительно новая серьёзная сила на политической арене? Лично я склоняюсь к тому мнению, что всё будет зависеть от действий руководства партии в дальнейшем, когда им придётся рано или поздно выходить на новый уровень. Поддержку у людей они на выборах 2017 года будут иметь в восточных регионах, а также у тех, кому надоела политика либерализации общества(гомосексуализм, феминизм и тд и тп). Я считаю, что 10-15% в следующем году будет уже серьёзнейшим успехом для них. Главная их задача: пройти удачи и неудачи на этих выборах и готовиться к следующим, наращивать своё влияния в землях, ведь кое-где они занимают роль статистов, а это надо исправлять, чтобы люди видели их реальные дела, а не только красивые лозунги. Пока что во многом они играют на эмоциях избирателей и этого не скрывают. Одна из главных задач по развитию партии - это завоевание умов консервативных западных немцев, которые пока отдают свои голоса привычным для них партиям.
Партия вступает в конфронтацию как с традиционными немецкими партиями, так и с радикалами. Держится обособленно, поэтому о коалиции на выборах с какой-либо из партий речи не идёт. Лидера яркого в партии нет, они этим очень сильно похожи на остальные немецкие партии.
Во внешней политике в партии существуют определённые разногласия, у них нет, например, единой позиции по России. Яркий пример- позиция по Крыму, которая так до конца и не сформировалась. Единственное, где у них есть согласованность во всём,- это положение Германии в мире. "Альтернатива" выступает за обособленную роль Германии и против договора о трансатлантическом партнёрстве с США.
Если давать какой-то прогноз, то я повторю своей тезис- партия проходит становление и главным показательным периодом станет следующий после выборов в 2017 году.
Остальные партии также не имеют ярких лидеров. Гизи из "левых" - больше не единоличный лидер, теперь конкуренцию ему составляет Сара Вагенкхнехт. Однако она ещё очень "сырая" и не способна в одиночку менять существующий строй в партии. "Левым" для улучшения своих позиций нужна более рациональная и прагматичная политика, на данный момент у них она более эмоциональная, чем отвечающая интересам немцев, что и сказывается на выборах.
Молодёжная политика в партиях практически отсутствует, а те лидеры, которые есть, лучше всего характеризуются выражением Коля -"политические младенцы".
В заключении хотелось бы сказать о том, что нас всё-таки ждёт в связи с выборами. Выборы выиграть могут две партии либо ХДС, либо СДПГ. Самое главное для нас то, что их политика имеет множество пересечений, поэтому немецкая политика "двойной стратегии" будет продолжаться и в дальнейшем, потому что приоритет для немцев - это европейское направление. "Двойная стратегия" позволяет Германии и ЕС иметь какую-то общую линию в отношении России. Нам же надо учитывать это и выстраивать отношения по новым стандартам. У немцев же у самих пока нет чёткого понимания, как они должны выстраивать наши взаимоотношения с нами в среднесрочной перспективе. Именно этим объясняется активная политика нашего руководства в отношении других европейских стран: Франции, Италии, Австрии, Венгрии, Словакии. Мы такими действиями не даём втянуть себя в жёсткую конфронтацию, которую так желают видеть некоторые страны. Плюс мы помогаем тем же самым немецким прагматичным политикам настаивать дальше на развитии наших взаимоотношений.
Немцам же с большой вероятностью придётся формировать новую коалицию в парламенте, потому что и СДПГ и ХДС/ХСС имеют шансы на успех, а перевес одной из партий будет вряд ли серьёзным, так как ни одна из них не имеет супер популярности в стране. Естественно, что для нас более выгодна победа кандидата из СДПГ в силу их отношения к России, но при образовании новой коалиции нам придётся выстраивать диалог со всеми партиями также, как это мы делаем сейчас. Поэтому серьёзного улучшения, о котором мы так мечтаем, ожидать вряд ли приходится, но такова политика, и мы должны работать с тем, что есть, тем более что варианты для развития имеются.
Время сильных игроков в немецкой политике в настоящее время закончилось, лидеров такого уровня, как Брандт, Шмидт, Коль в настоящий момент нет и ожидать не приходится. Примечательна здесь работа нашего МИДа, который встречается не просто с министрами, но и с руководителями партий в области внешней политики. Значит, наше руководство правильно понимает тенденции и то, как нужно с этим всем работать.
P.s. В работе постарался осветить наиболее важные, на мой взгляд, направления. Готов ответить на вопросы и некоторые тезисы расписать поподробнее.