Об элементах неформальной идеологииНеформальная идеология как подводная часть государственного "идеологического айсберга". Важность вопроса быть, а не казаться.
Не стоит ломать голову над тем как «обустроить Россию» или как составить и реализовать некий перспективный проектный план в рамках пошаговой инструкции. Нужно лишь понять, что такое государство и каковы его функции. Говоря вульгарно, государство является аппаратом принуждения, который используя силовые, административные, фискальные и прочие методы заставляет население, проживающее на конкретных территориях жить по универсальным законам.
Однако государство не только принуждает, но и обеспечивает своих граждан общими условиями – «средой обитания», к качествам которой относится экономический уклад; степень безопасности; уровень медицинской помощи, образования, коммунальных услуг, транспорта, помощи в чрезвычайных ситуациях, защиты от внешней агрессии и тому подобное. Соответственно, смысл объединения населения в государство состоит в том, чтобы сообща на основании определенных правил успешно реализовывать свои естественные общественные и личные потребности. Идеология государства – это «формула», которая обозначает, как это сделать. Своего рода декларация о государственных намерениях.
Разумеется, идеология может быть не только формальной, но и неформальной (официальной и неофициальной). Неформальная идеология – это обыкновения, которые являются своего рода не провозглашенными правилами. Так, если формальная идеология борется с коррупцией, а неформальная лишь создает постоянные поводы, мы можем констатировать внутренний идеологический конфликт в таком государстве.
Разумная идеология должна обеспечивать безусловную защиту «государственных корпоративных интересов» и баланс интересов между крайне богатым слоем и крайне бедным слоем своих граждан. Это выражается в том, что в позитивном государстве человек должен богатеть своим трудом, а гражданам создаются минимальные условия, при которых они увеличиваются в своем числе (естественный порядок) в ходе жизненного процесса. Это, разумеется, не отменяет конкуренцию. Вот, собственно и вся идеология. Таким образом, рациональная идеологическая основа – это баланс между эгоизмом и альтруизмом тех, кто способен создавать общие условия. В том случае если по каким-либо причинам этого не происходит, мы имеем право такие государства считать «находящимся в состоянии болезни».
Политическая экономия отмечает общественные противоречия между трудом и капиталом. Государства «заболевают» тогда, когда главным становится не всестороннее развитие его граждан, а всестороннее приращение денег ради самих денег. С этим явлением пытались бороться еще в древней Спарте. История знала ни мало примеров, когда сначала «сгнивала» неформальная идеология и затем "перезрелый плод" падал. Внутренние политические конфликты управляющей (лидирующей) группы, отягощенные классовыми или межэтническими противоречиями на фоне внешней агрессии и экономического кризиса перепроизводства и обесценивания денег, разрушали потерявшие стабильность государственные образования.
Российскую Федерацию в условиях острой мировой конкуренции (которую глобализация не отменила, а лишь подчеркнула) можно назвать сейчас «государством под давлением». Это выражается, например, не только в экономических или финансовых санкциях или в дополнительных формированиях НАТО на границах РФ, но и в новейших санкциях (антидопинговые пристрастия) в мире спорта, поскольку международный спорт является частью международной политики. Между тем, российское государство оказалось в ситуации, когда оно декларирует некие внешнеполитические нормы, но не способно изменить действующие мировые догмы. Точнее, оно критикует мировой «центр», но живет при этом по его правилам. Своего рода старательный «ученик», имеющий плохие оценки от предвзятого «учителя» даже за хорошо выполненные «задания».
Довольно слабым местом для России является ее неформальная идеология (базис), при которой «двигатель» развития общества не тянет. Можно сказать так, неформальная идеология в целом развитию человеческих ресурсов РФ не помогает. Если говорить предельно мягко. Российскому довольно неприхотливому по среднеевропейским меркам населению необходимо от государства лишь два базовых условия: возможность богатеть (а не только выживать) своим трудом и возможность стабильно прирастать своими семьями (доступное жилье, реальные доходы и реальные затраты, связанные с обеспечением и развитием неработающих по возрасту).
Если государственные функционеры не найдут возможности справиться с этой идеологической задачей, российское государство с большой вероятностью рискует рано или поздно оказаться в зоне социально-политических «колебаний». На этом и строится расчет определенных западных специалистов, ставящих на ослабление и разложение российского государства. Отсутствие обратной связи еще более ускорит негативные процессы. Общее правило состоит в том, что как только деньги «съедают» людей и сами обесцениваются, территории автоматически входят в зону потенциальных политических «потрясений».
В качестве иллюстраций можно присмотреться к сюжетам мировой политической истории от начала Великой Французской революции. Мы наблюдаем локальные пики циклического кризиса экономики и общества и варианты использования конкретных ситуаций. Базовый геополитический принцип не сложный: пусть у соседа будет хуже, тогда у нас будет лучше. Внутренние противоречия «разогреваются» и территории «выгорают». Выгорают в смысле конкретных человеческих ресурсов. Политическая волна сменяется волной, бесконечно тасуя региональные карты.
То, что недавно произошло в Великобритании, напоминает тихий вариант восстания. Английской колонии против американской метрополии, которые в своей истории просто поменялись ролями. Метрополия стала колонией, а колония метрополией. Очевидно, что некие весьма влиятельные политические круги Великобритании теперь не желают с этим мириться. О чем собственно и сигнализируют.
Возвращаясь к неформальной государственной идеологии, обращаем внимание, что она существует даже в том случае, если ее не замечают. Неформальные обыкновения могут как усиливать, так и ослаблять государственные образования. Раньше ситуация стабилизировалась за счет религии, однако теперь этот инструмент на "развитом западе" и в европейской России сильно ослабил свое влияние. В дело вступили иные варианты, последним из которых является культура. Общество, тем временем, все больше опирается на деньги и насилие.