Виктор Мураховский: По ВДВ
новая дискуссия
Аналитика
2.783
По существу так никто и не высказался. Ладно. Как бывший редактор отдела ВДВ журнала "Армейский сборник" (во времена Подколзина и Шпака), кое-что напомню.
Тремя источниками и тремя составными частями разработки и принятия на вооружение воздушно-десантных войск авиадесантируемой бронетехники явились: противостояние вооруженных сил блока НАТО и стран Варшавского договора в Европе; планы применения ядерного оружия обеими сторонами в ходе вероятного конфликта; появление концепций «третьего измерения боевых действий», «охвата по воздуху» в военном искусстве.
Масштаб противостояния НАТО и ВД наглядно виден на примере Западного (Центрально-Европейского) театра военных действий, где в начале 1980-х годов предполагалось развертывание каждой из сторон по 100-120 дивизий, 15-20 тыс. танков, 10-12 тыс. стволов артиллерии, 3,5-4 тыс. боевых самолетов, 400-450 кораблей различных классов.
В 1960-е годы, с появлением и широким распространением тактического ядерного оружия, встала задача максимально быстрого и эффективного использования результатов ядерного и огневого поражения противника. Ключевым инструментом выполнения этой задачи становились Воздушно-десантные войска, оснащенные бронированной транспортно-боевой машиной, обеспечивающей транспортировку десантников, ведение ими боя на радиоактивно зараженной местности без спешивания, борьбу с бронетехникой противника. То есть по концепции боевая машина десанта БМД-1 была аналогична разрабатывавшейся для Сухопутных войск боевой машине пехоты БМП-1. Однако существенным отличием БМД от БМП стала совершенно иные компоновка машины и конструкция шасси, применение алюминиевых броневых сплавов, что было обусловлено требованиями по парашютному десантированию. Все последующие модели боевой машины десанта (БМД-2, БМД-3, БМД-4М) создавались в рамках рожденной в 1960-х годах концепции боевого применения и требований к авиадесантированию.
Насыщение ВДВ боевыми машинами десанта и созданными на их базе бронетранспортерами десанта (БТРД) позволило разработать теорию глубокой воздушно-десантной операции (ВДО). Апофеозом этой теории стала планируемая в начале 1970-х годов стратегическая воздушно-десантная операция, предусматривавшая десантирование 3-4 воздушно-десантных дивизий (ВДД) на глубину до 800-1000 км в тыл противника. Для их десантирования всему составу советской военно-транспортной авиации требовалось выполнить несколько рейсов, сроки выброски достигали 1,5-2 суток. В тот период размах наступательной фронтовой операции на Западном ТВД предусматривался на глубину до 1000 км в полосе 500-600 км, продолжительностью 10-12 суток, при темпе наступления до 100 км в сутки. В это же время проходили апробацию и другие компоненты ВДО: оперативно-стратегический воздушный десант (до двух ВДД, на глубину до 500 км), оперативный воздушный десант (одна ВДД, на глубину до 200 км).
Только для выброски оперативного десанта (8000 человек, 930 единиц боевой техники) требовалось привлекать 4 военно-транспортных авиационных дивизии (ВТАД) на самолетах Ан-22, Ан-12, Ил-76, – всего около 300 самолетов, то есть практически весь состав военно-транспортной авиации СССР. Кроме того, для обеспечения оперативного десанта боеприпасами и материальными средствами на период операции требовалось выделять 100-120 самолетов ВТА. Для подавления ПВО в полосе пролета десанта выделялось 750-1200 самолето-вылетов ударной и истребительной авиации. К решению этой задачи также привлекались ракетные войска и артиллерия, соединения и части РЭБ, другие силы и средства.
По опыту стратегических учений, проведенных в 70-х годах («Весна-73», «Запад-74», «Запад-77», «Восток-74», «Юг-80» и др.), в ходе стратегической операции на ТВД предусматривались: массированные ядерные удары по объектам и целям в границах театра (в ядерной войне); массированные ракетно-огневые и авиационные удары (при ведении боевых действий обычными средствами); первые и последующие наступательные операции; первые и последующие фронтовые оборонительные операции; воздушные операции на ТВД с участием авиации различных видов Вооруженных Сил; одна-две операции дальней авиации для решения самостоятельных задач; одна-две воздушно-десантные операции; боевые действия приграничных (прифронтовых) объединений и соединений Войск ПВО страны; морские операции флотов по разгрому противника на морских театрах военных действий и в прилегающих к континентальному ТВД районах океана, а также по содействию войскам фронтов, действующих на приморских направлениях.
На рубеже 1970-1980-х годов советская военная теория, пройдя проверку практикой учений, несколько умерила взгляды на размах боевых действий. Глубина фронтовой наступательной операции составила 700-750 км, продолжительность 20-25 суток, темп наступления до 50 км в сутки. Соответственно Воздушно-десантные войска планировалось использовать в основном в оперативно-стратегических и оперативных десантах, от проведения стратегических ВДО отказались вовсе. На учениях «Запад-81» пять ВТАД (95 Ил-76, 145 Ан-12 и 40 Ан-22) парашютно-посадочным способом десантировали воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду (неполного состава), всего 6814 человек личного состава и 325 единиц техники.
Ко второй половине 1980-х годов советская военная теория признала возможность ведения широкомасштабной (мировой) войны с применением только обычного вооружения. В середине 80-х годов не исключалась возможность того, что в ряде случаев и без применения ядерного оружия удастся завершить первые, а то и последующие стратегические операции на континентальных и океанских ТВД. Соответственно снизился размах фронтовых наступательных операций: их глубина уменьшилась до 500-700 км, темп наступления снизился до 25-30 км в сутки, продолжительность увеличилась до 20-25 суток.
Существенно изменился подход к самой сущности способов действий в стратегической операции на ТВД. По сути, она превращалась в наземно-воздушную операцию. При этом по степени значимости борьба в воздухе стала признаваться такой же важной, а при некоторых обстоятельствах даже более актуальной, чем боевые действия на земле. Особо остро стояла задача по завоеванию с самого начала войны господства в воздухе. В действиях Сухопутных войск особое внимание уделялось стремительным прорывам и рейдам оперативно-маневренных групп в глубину обороны противника во взаимодействии с воздушными десантами.
Было признано целесообразным последовательное планирование и проведение воздушно-десантных операций. С этой целью были сформированы отдельные десантно-штурмовые бригады как средство фронта для реализации оперативно-тактических воздушных десантов и отдельные десантно-штурмовые батальоны как средство общевойсковых (танковых) армий для реализации тактических воздушных десантов. В этот период воздушно-десантные дивизии ВДВ планировалось применять в основном в составе оперативных и оперативно-стратегических воздушных десантов. Продолжительность боевых действий подразделений, частей и соединений ВДВ в тылу противника на Западном ТВД определялась следующими типовыми значениями: парашютно-десантный (десантно-штурмовой) батальон – до суток, парашютно-десантный полк (десантно-штурмовая бригада) – до трех суток, воздушно-десантная дивизия – до пяти суток.
Расчеты и практика того времени показали, что для десантирования ВДД полного состава с запасом боеприпасов и материальных средств одним вылетом на самолетах Ил-76 в военно-транспортной авиации должна быть группировка в 550-600 таких самолетов, из которых непосредственно в десантировании задействовано 450-480 самолетов (десантная нагрузка около 14000 тонн). К 1991 году это требование было выполнено на уровне около 75%.