osankin ( Слушатель ) | |
06 июл 2016 08:16:47 |
Цитата: ЦитатаМОСКВА, 6 июл — РИА Новости. Основной версией в расследовании крушения Ил-76 в Иркутской области стала ошибка пилота, пишет газета "Коммерсант".
Издание уточняет, что самолет не упал, а врезался в склон сопки. Расшифровка речевого самописца показала, что о проблемах на борту пилоты не переговаривались. Также регистратор не зафиксировал сбоев в работе технических систем самолета.
По данным источника газеты, на подлете к Качугскому району, где самолету предстояло сбросить на огонь 42 тонны воды, пилоты снизились до неверно рассчитанной минимальной высоты. Эксперты полагают, что летчики увидели сопку, когда до нее оставалось несколько сотен метров.
Автоматический регистратор зафиксировал, что за несколько секунд до катастрофы пилот попытался набрать высоту, однако груженому самолету не хватило мощности двигателей на резкий маневр.
Цитата: ЦитатаОсновной в расследовании крушения Ил-76 МЧС в Иркутской области стала версия ошибки командира экипажа Леонида Филина, который мог потерять ориентировку в пространстве из-за плохой видимости. Об этом пишет в среду, 6 июля, «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию катастрофы.
Исключить версии о возможных технических неполадках на борту самолета позволила расшифровка показаний черных ящиков, не выявивших каких-либо сбоев в работе оборудования Ил-76. При этом расшифровка бортового самописца показала, что экипаж не догадывался об опасности крушения до столкновения с сопкой.
По словам собеседника издания, в ходе тушения лесного пожара экипаж снизился до минимально безопасной высоты — 200 метров над самой высокой точкой рельефа в зоне полетов, что в данном районе соответствовало примерно 1400 метрам. При этом пилоты по неизвестной пока причине неверно рассчитали свою высоту и, вероятно, сопку увидели, когда до нее оставалось несколько сотен метров.
За несколько секунд до катастрофы, как следует из расшифровки показаний параметрического самописца, командир экипажа потянул штурвал на себя, пытаясь набрать высоту, однако загруженному водой самолету уже не хватило тяги.
Как отмечает «Коммерсантъ», экипаж работал в крайне сложных условиях на малой высоте и ни один из бортовых навигационных приборов не мог обеспечить безопасность полета. В такой ситуации пилоты могли полагаться только на свой опыт, указал источник издания.
4 июля в Межгосударственном авиационном комитете сообщили, что три основные версии крушения самолета Ил-76 МЧС России связаны с человеческим фактором, работоспособностью техники и влиянием окружающей среды.
Командир воздушных судов МЧС, заслуженный летчик России Валерий Крузе заявил, что экипаж разбившегося самолета не мог допустить ошибку.
Ил-76, принимавший участие в тушении лесных пожаров, перестал выходить на связь утром в пятницу, 1 июля. Разбившийся самолет был обнаружен на следующий день. Позднее спасатели нашли тела всех 10 членов экипажа, находившихся на борту.
Возбуждено дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» Уголовного кодекса России.
Цитата: ЦитатаКак стало известно "Ъ", разбившийся 1 июля при тушении лесного пожара в Иркутской области Ил-76 МЧС России не падал, а ударился о склон сопки в так называемом контролируемом полете. Об этом говорят результаты расшифровки бортового самописца самолета. При этом авария, в результате которой погибли десять членов экипажа, произошла еще до подлета транспортника к очагу пожара — самолет рухнул вместе с 42 тоннами воды, которые так и не успел сбросить. Таким образом, доминирующей в расследовании стала версия об ошибке опытнейшего командира Ил-76 Леонида Филина, который мог потерять ориентировку в пространстве из-за плохой видимости.
...
По данным источника "Ъ", экипаж Ил-76 работал в крайне сложных условиях, и ни один из установленных на борту транспортника навигационных приборов не мог обеспечить ему абсолютную безопасность. Так, например, оба высотомера в условиях горной или холмистой местности малоэффективны, поскольку измеряют высоту отметки, которую самолет уже пролетел, не позволяя экипажу оценить обстановку в перспективе. Более совершенную СРПБЗ задействованные в тушении пожара летчики вынуждены отключать или просто игнорировать, поскольку на подлете к очагу пожара, когда экипажу требуется снижаться до сотни метров от поверхности земли, постоянные звуковые и световые предупреждения только мешают сосредоточиться. "Таким образом пилотам по сути остается надеяться только на свой опыт",— полагает собеседник "Ъ".
Отметим, что руководства летной эксплуатации (РЛЭ) всех самолетов и вообще все авиационные правила категорически запрещают пилотам снижаться ниже минимально допустимой высоты полета. Однако для авиации МЧС, сотрудникам которой приходится работать в особых условиях, были разработаны так называемые дополнения к РЛЭ Ил-76, позволяющие спасателям отступать от установленных норм. Этот документ сейчас внимательно изучают участники технической комиссии. Возможно, после окончания расследования эксперты порекомендуют внести в дополнения ужесточающие поправки. Не исключено также, что после иркутской трагедии, в результате которой погиб в полном составе один из лучших экипажей МЧС, самим спасателям придется пересмотреть выработанную ранее тактику борьбы с лесными пожарами.
Сергей Машкин