За предательством Потеева проглядывает кризис разведки 90-х годов
Смерть предателя Потеева, перебежавшего в 2010 году в США и сдавшего целую сеть российских разведчиков-нелегалов, вновь привлекла внимание к этому скандальному персонажу. Тем более, до сих пор не известен ответ на главный вопрос – что именно толкнуло Потеева на предательство. Узнать это теперь нельзя. Но предположить – можно.В истории жизни Александра Потеева самое интересное - это не ее неожиданный финал (забудем пока
о конспирологических версиях в духе «залечь на дно в Оклахоме»). Самое главное - обстоятельства и мотивы, которые привели к предательству успешного, обеспеченного, неглупого и, судя по афганской карьере спецназовца, отнюдь не трусливого офицера с крепкой семьей. Заинтересованный гражданин в два клика может узнать о перебежчике все, кроме самой важной и дорогостоящей детали картины – когда, как, почему, кем и зачем был завербован тогда еще полковник Потеев? Генезис его поступка необходимо понимать хотя бы затем, чтобы подобного больше не повторялось.
«Их связали скотчем, бросили на пол и пинали ногами некие люди в масках и камуфляже, вынесшие из квартиры чуть более 3 тысяч долларов»
Реакция профессионального сообщества на сообщения о смерти Потеева показательно меланхолична: сдох, да и черт с ним. Все специалисты хором повторяют «мантру про дважды два»: перебежчикам и предателям живется плохо и недолго, после выкачивания информации ФБР и ЦРУ теряют к ним всякий интерес, и нервы не выдерживают, сдают. Развиваются алкоголизм и старые болячки, уходят жены и часто – дети, заканчиваются деньги.
Редко кто отмечает, что Потееву в России заочно вынесен приговор – 25 лет тюрьмы за преступления, предусмотренные статьями 275 УК РФ (государственная измена) и 338 (дезертирство). Но Москве по большому счету не до Потеева, тем более в нынешнее непростое время. Считается, что его предательство не повлекло за собой ничего трагичного: арестованные в США российские нелегалы были обменены на осужденных в России иностранных шпионов, никто не убит, никто не задержался в тюрьме и судьбы
супругов Розенберг не повторил. Собственно, именно по этой причине Потеев не получил «вышку» (не важно – действует мораторий на смертную казнь или нет, важен сам факт вынесения смертного приговора), следовательно, никто не собирался преследовать его с отравленным кинжалом и мешком радиоактивных изотопов. Москва вообще не склонна к насилию, хотя многим ее извечным критикам и странно такое слышать.
Суммарно Потеев провел в США около 10 лет с перерывом на работу в центральном аппарате СВР. Логично предположить, что завербован он был в одну из этих двух командировок – в конце 80-х он числился в посольстве СССР в Вашингтоне, а с 1995 года – в Постоянном представительстве РФ в ООН в Нью-Йорке. Уже по окончанию стандартного пятилетнего срока командировки в 2000-м он был назначен начальником 4-го (американского) отдела Управления «С» (нелегальная разведка). Уходить с этой должности на повышение Потеев отказывался, что принято объяснять боязнью прохождения полиграфа. Но стоит вспомнить, что Потеев 1952 года рождения, на момент поступления предложения о повышении и последовавшего «ухода» из России ему было 58 дет, а федеральный закон о разведке устанавливает предельный возраст прохождения службы в 50 лет для полковника и 55 лет для генерал-майора. Исключения делаются именными указами Главнокомандующего, и это явно был не случай Потеева. Так что, скорее всего, его побег планировался заранее, благо он должен был быть отправлен на пенсию, и полиграф тут ни при чем. При этом отказ от повышения должен был привлечь к Потееву внимание контрразведки, но если он мотивировал свой поступок чем-то вроде «спасибо, ребята, но куда уж мне-то, старому пню, завтра на пенсию уже», то купиться могла даже внутренняя контрразведка.
Многие обращают внимание на странный эпизод 2003 года с ограблением квартиры Потеева, которое было совершено с демонстративным применением насилия в его адрес и в адрес его сына. Их связали скотчем, бросили на пол и пинали ногами некие люди в масках и камуфляже, вынесшие из квартиры чуть более 3 тысяч долларов и что-то около 30 тысяч рублей – не ахти какие деньги для Москвы тех лет. Этот эпизод некоторые комментаторы трактуют как чуть ли не акцию устрашения со стороны ЦРУ, которое, якобы, хотело «продемонстрировать Потееву, что он не защищен, несмотря на свое положение в обществе». Предположение, мягко говоря, спорное, поскольку такая «акция устрашения» слишком рискованна с организационной точки зрения и могла бы в случае задержания «грабителей» привести к катастрофе для тех, кто ее придумал и осуществил. При этом на эмоциональном уровне предположение, что на Потеева и его семью «давили», как бы оправдывает его поступок задним числом. А кроме того – привязывает вербовку Потеева американцами к периоду его работы в центральном аппарате в Ясенево, то есть, уже к нулевым годам, а это явно не так. Таким образом, либеральные СМИ, активно проталкивающие эту версию, явно обеляют перебежчика.
С наибольшей вероятностью вербовка Потеева произошла во время его пребывания в США, а это исключает мотив «давления» на него или на его семью. С семьей, кстати, то же не все гладко. Срочный отъезд сына Потеева – режимного сотрудника «Рособоронэкспорта» - в США должен был привлечь к себе внимание контрразведки, но она этот отъезд проспала. Как проспала и работу его дочери в американском НКО сперва в Москве, а затем и в США. Не в курсе происходившего, похоже, была только жена Потеева Марина, нешуточно оскорбившаяся, получив из Минска СМС «дорогая, я уезжаю навсегда». В итоге она активно сотрудничала со следствием, предъявив в том числе и эту трогательную переписку.
Психология предателя – одна из самых интересных тем в прикладной науке. Как правило, предатели уделяют особое внимание тому, что именно они предали. Никто и никогда не сознавался в том, что хотел побольше, что адреналин бурлил да с ума свел, что гордыня обуяла или кризис среднего возраста привел к странному роману с мексиканской стриптизершей из Сохо. Практически все начинают выискивать отрицательные черты у своей преданной Родины, примешивая к этому идеологическую составляющую и странно понятые мотивы чести и достоинства.
Потеев ничего подобного предъявить не мог. В 2010 году вообще было непросто придумать идеологический мотив для «ухода» в США, если ты, конечно, не связан с Грузией и не был взбудоражен войной 2008 года. Это – тем более не про Потеева. Он родился в Белоруссии в семье Героя Советского Союза, его карьера развивалась на редкость успешно и гладко, сын устроен на престижную работу, с дочерью тоже все в порядке. По работе его характеризовали как человека очень исполнительного и даже педантичного, что характерно для людей его происхождения. Характер, ясное дело, не нордический, но ровный, открытых врагов Потеев не имел, душой компаний не был, а разговоры о его якобы угрюмом характере и холодном стиле общения надо оставить на совести тех, кто теперь оправдывает свои контакты с ним задним числом. Мол, общался, конечно, но через силу, ибо никогда не нравился он мне, и всегда я подозревал что-то нехорошее, только отпустите.
Из всего этого никак не лепится образ жестокосердного авантюриста, бросившего в камеру Герою Советского Союза, генералу Михаилу Васенкову (в США его знали как модного фотографа Хуана Хосе Ласаро) его служебное личное дело, которое Потеев прихватил с собой из Москвы (кстати – как? из просмотровой комнаты в отделе кадров их выносить не дают).
С мотивами поступка Потеева все еще сложнее. У него не было бросавшихся в глаза вредных привычек. В 90-е большинству жилось не сладко, и американцы могли что-то ему пообещать в материальном плане. Но по сравнению с большинством сотрудник сперва посольства, а потом постпредства при ООН жил неплохо. Даже очень хорошо жил. Понятно, что все стремятся к лучшему, но обычно мотором такого грехопадения становится семья, в основном – жены, требующие невозможного. Было предположение, что Потеева вовлекли в отмывание денег через нелегальные структуры в США. Такое в 90-е было возможно, так что выглядит как весьма убедительная версия, только совершенно бездоказательная.
Не впадая в огульное критиканство, стоит сказать, что вопросов к нелегальной разведке, особенно в кадровом плане, за 90-е годы накопилось немало. Да и сейчас некоторые кадровые назначения вызывают, мягко говоря, удивление. Так, странно видеть на руководящей должности персонажа, прославившегося пьяными выходками в помещении ЦИК соседнего государства-союзника во время не менее скандальных выборов местного президента. Но это был период времени, когда разведка рассматривалась как место почетной ссылки (вспомним бывшего ельцинского министра внутренних дел Ерина, снятого с должности после Буденновска и сосланного как раз в СВР). Обстоятельства стали меняться в нулевые годы, но Потеев попал на крючок ФБР и ЦРУ как раз в 90-е. И если действительно попался на отмывании денег, именно этим легко объяснить его успешную и гладкую карьеру – кто-то прикрывал.
По еще одной версии, Потеев мог страдать от тяжелой болезни, а американцы предложили лечение. Болезнью же объясняется и его скоропостижная смерть. Поминутные обстоятельства его «ухода» из Москвы свидетельствуют о неожиданном приступе паники. По словам жены, он даже с совещания в Ясенево отпросился по состоянию здоровья, а, приехав домой, выдал легенду про срочную командировку в Белоруссию. Это уже не согласуется с описанием его «ровного» и «спокойного» характера. И если Потеев получил сигнал об опасности, то как? Ведь он сорвался на «уход» прямо из офиса СВР.
Наконец, предположим, что предательство Потеева – сумма всех обстоятельств 90-х годов, о которых сейчас многим хотелось бы забыть как страшный сон. Это нисколько не оправдывает его поступок, просто 90-е годы не всем оказались по плечу. В разведке вымывание талантливых кадров в тот период оказалось более заметно в силу специфики работы, а также сверхтребований, которые эта профессия предъявляет к тем, кто ее выбирает. Талант сам по себе представляет угрозу для закрытых систем, поскольку выбивается и требует к себе особого отношения. А работоспособные и услужливые посредственности в такие времена делают прекрасные карьеры.
Ссылка