Россия и протест против (часть первая).
новая дискуссия
Статья
420
Протестные события в России 2010-2012 (часть первая).
30-го января 2010-го года состоялся митинг протеста в Калининграде. Довольно многочисленный, собравший порядка десяти тысяч участников, и в целом весьма резонансный. История локальна и проста: принятие непопулярной меры областным руководством, а именно, повышение транспортного налога сверх общероссийского под развитие дорожной инфраструктуры области. Но местная власть не доработала, не провела достаточной разъяснительной работы, возможно, неверно оценила свой кредит доверия. На первые, относительно немногочисленные, но растущие от раза к разу митинги отреагировала слишком беззаботно. В итоге, получила то что получила, хотя отменила этот злосчастный сбор за два дня до самого события. Вся серия митингов проходила без серьёзных нарушений и без столкновений с милицией и вскоре конфликт был разрешен. Хотя и с привлечением административного ресурса из столицы, что для местный власти серьёзный прокол. Репрессий тоже не было, лидеры протеста из местных теперь, если не ошибаюсь, калининградские депутаты.
Об этом событии можно было бы ограничиться и упоминанием вскользь, если бы оно не было первым, когда конкретная претензия к местной власти была искусственно трансформирована в концептуальное «панду геть». Ну, может быть не первое, если мне изменяет память, но во всяком случае очень показательное. К 30-му января
местных лидеров протеста уже «подвинули» с первых ролей московским десантом наших профессиональных «протестантов», а причину протеста приправили ворохом популистских требований, выходящих за рамки компетенции собственно калининградских властей. Ну и вишенкой на торте - «Путина в отставку».
На следующем, уже меньшем по численности митинге, была попытка поддержать массовость выступлений с помощью флешмоба, что тогда ещё было ново и очень модно среди молодёжи. В чём был символизм потрясания мандаринами, теперь уже наверное никто не скажет. Хотя скорее всего и не было никакого скрытого смысла, просто взяли в качестве символа первый попавшийся ярко окрашенный и массово доступный предмет.
Разнообразные протестные акции в Калининградской области проводились вплоть до зимы, по самым разнообразным поводам, но постепенно сошли на нет. Основным показательным моментом в калининградских событиях стало невозможность компромисса со стороны профессиональной оппозиции. Собственно, 28-го января местные власти выполнили основное требование протестующих, отменили дорожный сбор, после чего можно было пожать друг другу руки и разойтись. Но нет, акции проводились пока на них хоть кто-то выходил. Из чего уже тогда можно было сделать вывод, что реальные проблемы людей профессиональной оппозиции не интересны, интересна лишь дестабилизация обстановки настолько насколько это возможно.
Вообще, рост протестного движения в России начался еще в 2009-м. Нет, политические акции типа разнообразных митингов или маршей проводились в Москве с начала века во множестве. Но они даже не всегда были протестные, скорее можно сказать что различные движения от либеральных до националистических выходили «себя показать и на людей посмотреть». Ну и была старая «гвардия обиженных», состоящая из отставных чиновников, вороватого бизнеса и советской ещё диссидентщины, которая просто больше ничего не умеет. Эти всегда были «за любой кипиш, кроме голодовки», да им и просто приходилось лезть во все движухи просто потому, что иначе их начинали банально забывать.
Но так было до, а в 2009-2010 годах начинается рост московского протестного движения как такового. Давай попробуем оценить его основные свойства. Во-первых, идёт перебор причин для протеста, отбираются те, которые «пипл хавает», то есть вызывает хоть какой-нибудь интерес у обывателя. Тут конечно всплывают фундаментальные проблемы для любого государства, типа коррупции, и проблемы демократической формы, например выборы. Или, например, такая проблема, типичная для успешных государств, как нелегальная миграция. Но выявляются и более конкретные темы, зачастую, впрочем, высосанные из пальца. «В России нарушается закон о свободе собраний! - С чего вы это взяли? - Ну мы же выходим на митинги против запрета митингов!» Ну и прочее.
Вторым моментом можно назвать регулярность тематических протестных акций. Вплоть до раз в месяц. Понятно, что при такой частоте участниками данных акций будет почти исключительно лишь личный актив организатора. Но именно в акциях этот актив и нарабатывается. Кроме того, если взять в целом по столице, то окажется, что почти каждые выходные кто-то где-то, по одной из выбранных тем митингует. А это создает негативный образ власти и формирует моду на протест.
В-третьих, несогласованные акции и провокации. Оппозиционные движения в этот период крайне неохотно согласовывают свои акции с руководством Москвы. Вернее сказать, проводится три вида протестов. Совсем не согласованные и с попыткой согласования, но с отказом от альтернативного места проведения. Эти два типа разгонялись, как того и требует закон. И третий тип, когда акция проводится в месте и во время согласованные с правительством, а потому наиболее массовые, где кричат о разгонах первых двух типов акций. Это, если упрощённо конечно же, и у меня есть мнение, что количественное соотношение всех трех типов случайным не было. И провокации. Это была очень стандартная схема. Идёт митинг, выступают лидеры, «стрекочут» камеры свободных СМИ. Всё чинно и благородно. Выступления заканчиваются, лидеры уезжают. И вдруг драка, милиция хватает буйных. Назавтра, независимые блогеры пишут — разогнан мирный митинг, столько-то людей безжалостно брошено в автозаки. Причем пишут так, что создается ощущение, что этих людей там расстреляли, в этих автозаках, а не отвезли в отделение и выпустили, как только ситуация успокоится.
И в-четвертых, в этот период появляются новые лидеры оппозиции. Это сейчас о них уже известно, что один нигде не работавший мм... чудак, замазавшийся на получении денег у наших беглых олигархов и грузинского криминала у власти, другой организатор фирм-однодневок и коррупционер, а тот пасётся в американском посольстве и т. п. А тогда это были кристально чистые молодые политики и деньги у них исключительно от народных пожертвований. На них велась молодежь. Я по себе знаю, как оно бывает, правда по предыдущему поколению «молодой поросли». Благо соскочил легко, ну несколько лет на выборы не ходил, считал что глупо и в демократии разочаровался. А девчушка одна знакомая, например, матерью-одиночкой осталась. А того, на кого мы с ней работали, после таки посадили, емнип за бандитизм. Помню как обалдел тогда — фигасе, нашел оказывается работодателя.
Но что-то я ухожу в сторону. В целом, действия оппозиции в 2009-2010 годах очень ровно укладываются в некий специфический комплекс действий. Ты может быть не знаешь, но есть весьма известный американский дедушка Джин Шарп. Не то чтобы литературный гений, но собрал на сегодняшний день наиболее полную хрестоматию для «ненасильственного свержения режимов». Вернее сказать, на первом этапе «ненасильственного», потому что кровушки его трудами пролилось ой-ёй-ёй. Очень заслуженный гражданин США, профессор — гордость нации. Книжица переведена на латышский, на русский, на арабский, на много-много языков, на все, короче, нужные. Так вот действия нашей оппозиции вполне укладываются — всё по заветам.
6 декабря 2010-го года, поздним вечером, в Москве произошла драка 5 на 5. Бывает. Чаще только 5 на 2 или трое на одного. И шпаны у нас хватает, а и просто собравшиеся отдохнуть вечером друзья не застрахованы. Так вдруг бывает складываются обстоятельства. Я тебе за такие темы тебе не рассказываю, но видно наверное, что шнобель у меня дважды ломаный. Так что знаю о чем говорю.
Кто кого плечом задел, или там слово не то сказал — неизвестно. Но кончилось в этот раз трагедией, погиб человек. Стрельба из травмата. Раненых отправили в больницу, группу со стволом взяли «по горячим следам». Сразу же опросили свидетелей. Ствол был один, стрелявший по показаниям тоже был один, задержанный со стволом признался что стрелял он один. Соответственно 7-го декабря, по решению суда, убийцу закрыли, остальных четверых отпустили. На время следствия, разумеется, а не на все четыре стороны. У нас так по закону, за драку, за хулиганку, сразу в СИЗО не сажают — идешь домой, ждёшь суда. То есть в целом, было всё сделано нормально и правильно. Но была проблема, пострадавшие были москвичи, а другая группа, со стволом, были приезжие, с Северного Кавказа. Какие-то гады решили раскрутить эту тему по-полной.
Национальный вопрос я сейчас не хочу поднимать. Захочешь, обсудим отдельно. Скажу только что в начале нулевых он стоял заметно острее, чем в в 2010-м. Мне в своё время на полном серьёзе предлагали пойти к Сытному рынку поймать отбившегося «чурку» и отмудохать. А в 2010-м вопрос стоял острее, чем сейчас, да ещё и активно нагнетался. Тогда и похлеще нагнеталось: «Москва для москвичей», «Сибирь для сибиряков», «Хватит кормить Москву и Кавказ» (последнее это моя компиляция).
В общем, чтобы привлечь футбольных фанатов (а «протестная» работа велась и с ними), убитого записали в фанаты. Хотя это достоверно так и не стало известно. Ну болельщик, но кто из нас не болельщик той или иной команды. А самое основное, постоянно набрасывалось, что «кавказцев, которые расстреливали» уже отпустили с самыми разными вариациями от запугивания суда до блатных связей. Хотя убийца сидел. Таким образом ситуацию успешно накалили, и 11-го декабря получилось собрать достаточно многочисленное шествие, которое вывели на Манежную площадь, где толпу ещё распалили. Начались наскоки на ОМОН, избиение не понравившихся прохожих, вроде бы даже кого-то порезали. В общем, были спровоцированы серьёзные беспорядки, которые милиции, не без усилий, но удалось всё же прекратить. Кроме того, был достигнут достаточный информационный фон, что вылилось в драки по этническому признаку не только в Москве но в некоторых других городах.
Но это был далеко ещё не конец истории. Оказалось что на 15-е декабря организуется «ответка» от северо-кавказской диаспоры. Собственно, это стало известно милиции, которая, надо отдать должное смогла купировать угрозу. Много народу было задержано, и оружия изъятого хватало — холодное и травматы. Локальных стычек в городе полностью избежать не удалось, но серьёзное побоище предотвратили.
При большом желании, все события можно считать стихийными. Но, поскольку без точек кристаллизации даже вода не замерзает, я считаю, что в этой истории мы столкнулись не просто с провоцированием «русского бунта», а уже с разжиганием межнационального противостояния, в котором власти города с правоохранителями получали бы с обеих сторон. И я думаю, это был один из наиболее опасных эпизодов в нашей новейшей истории, но к счастью подавленный в зародыше.
Чтобы закончить с этой историей, пройдусь по итогам. Убийца получил свою законную двадцатку, его «отпущенные» подельники по пятёрке. Нападавшие на милиционеров и мирных граждан, тоже получили заслуженное, от штрафов и условных, до шести, кажется, лет. Карались, насколько я могу судить, только однозначно доказанные преступления, потому что из более чем тысячи задержанных реальные сроки получило менее 20-ти человек.
А, ну и ещё про либеральную часть оппозиции, которой в этой истории сложно было себя проявить. И действительно, свою толерантность они засунули себе глубоко в... э, закрома. Никаких призывов к примирению от не было слышно, да и, честно говоря, странно было бы ожидать. А вот заявления типа «фанаты вышли на митинг, потому что власть не раскрыла дело по горячим следам» - хотя как раз раскрыла — имелись. Были и более нелепые обвинения, вплоть до того что власть сама организует беспорядки, чтобы потом их эффектно разгонять, типа оправдаться за «манежку». И самое прекрасное, именно с этого эпизода в России появились «политзаключенные», ну это те, которые провоцировали беспорядки, нападали на милиционеров, и одновременно состояли в партиях нашей несистемной оппозиции. Именно с этих пор раздаётся иной раз на просторах: «политзаключенные — политзаключенные!», но конкретики конечно избегают.
2011-й год запомнился миру началом «Арабской весны». Полыхнуло в практически одновременно, в январе, и сразу по всему Средиземноморью, исключая европейскую его часть. Говорить о стихийности этого процесса довольно затруднительно, именно в силу синхронности старта — какая-либо стихийность в подобных процессах может зародиться лишь как постепенное нарастание, когда уже есть успешные примеры. А тут разом. Но мировые СМИ всё равно честно старались и вдалбливали в головы «мирный выбор народов». В журнале Time за 2011-й собирательного «протестующего» даже назначили человеком года.
А России как-то всё наоборот рассосалось. Оказалось что я не помню ни одной протестной акции за первые три квартала, полез в интернет — и не нашел ничего заметного. То есть в предыдущие два года постоянно бузили, да, зачастую исключительно своими активистами, но тем не менее. И вдруг внезапное затишье.
Частично это можно объяснить следующими причинами. Даже в политически активной Москве спровоцировать население на протест в это время не то чтобы невозможно, но требует известных усилий. А с чего народу выходить на митинги? Работа есть, зарплаты растут, пенсии индексируют, преступность снижается, нефть на верхах, с экономикой позитивно. Пенсионный возраст не поднимают как на Украине. В Турцию можно задешево слетать, причем, с 2011-го года без виз. Причем тогда уже были нередки довольные отзывы представителей иностранного туристического бизнеса о русских — тратят много. Опять же, «Арабская весна». Наблюдение за событиями в Ливии, отрезвило многие буйные головы — по-моему именно тогда родились мемы про «раскачивание лодки» и прочее.
Так же, есть основания предполагать и некоторое размытие активов движений, особенно в «силовой» его части. Потому что благополучно сидящие за нападение на милиционеров несколько развеивают романтические убеждения молодых парней, что они тут где-то — власть. И заставляют вспомнить анекдот про волка, последней мыслью которого было: «женщина у меня была, еда была — нет же, шоу захотелось».