Сверхзвук
новая дискуссия
Дискуссия
155
Извините, что вмешиваюсь. но разве выдающиеся характеристики МиГ-25 не были обусловлены отчасти конструкцией сопла?
О течениях с внезапным расширением (ТВР)
Такие разные, на первый взгляд, явления, как обтекание донных частей
ракет и снарядов, натекание сверхзвуковой струи на плоскую преграду,
взаимодействие струи с полостью и выемкой, течение в многосопловых
компоновках, в эжекторах, диффузорах газодинамических лазеров имеют схожие
режимы и общностью математического аппарата объединяются в широкий класс
течений с внезапным расширением. Одним из интересных приложений ТВР
является эжекторное сопло. Первые работы по эжекторам были написаны через
несколько лет после трудов Корста и Чепмена [4], посвященных проблемам
донного давления. Фундаментальной постановочной работой стала статья Чау и
Эдди [5], написанная в 1964 г, в которой рассмотрены основные режимы
проточного эжектора и эжектора с герметизированной донной областью Параллельно работы по сверхзвуковым эжекторам и эжекторным соплам велись в
Советском Союзе. В 1960 г. они вылились в создание экспериментального
самолета Е-152, предназначенного для изучения полетов со скоростями порядка
3000 км/ч (рис.5). На фото хорошо виден кольцевой зазор эжекторного сопла.
Рис.5. Экспериментальный самолет Е-152 с эжекторным соплом
Большинство сверхзвуковых самолетов имеют управляемые сопла с
небольшой закритической частью. Геометрическое число Маха при предельном
раскрытии створок обычно не превышает 1.2. Следовательно, при больших
скоростях полета потери тяги велики. Это не позволяет поддерживать
сверхзвуковую скорость в течение длительного времени, поэтому большинство
военных самолетом, по существу, являются дозвуковыми, лишь кратковременно
выходя на сверхзвук.
Проблема регулирования тяги и степени расширения газа внутри сопла
решается путем установки в районе среза сопла цилиндрического
профилированного насадка. Этот насадок называется эжектором сопла. Схема
эжекторного сопла изображена на рис. 6. Выхлопная струя двигателя, эжектирует
газ окружающей среды через кольцевой зазор. В результате, суммарный импульс
двигателя увеличивается. Поскольку выхлопная струя недорасширенная, она за
срезом сопла разворачивается на угол больший угла полураствора сопла.
Дополнительное разрежение, возникающее в результате вязко-невязкого
взаимодействия, также разворачивает поток от оси. Ниже по течению граница
струи прилипает к профилированным стенкам эжектора, минимальный диаметр
которого больше выходного сечения сопла, и расширяется внутри него.
Как правило, эжекторное сопло регулируется следующим образом. Отношение
площади выхлопного сечения сопла к площади его критического сечения Fc/Fкр
изменяется уменьшением и увеличением площади критики. Эжектор имеет
фиксированное отношение площадей Fc/FОбmin. Изменяя площадь кольцевого
зазора, и перемещая эжектор вдоль оси двигателя, можно добиться регулирования
тяги в очень большом диапазоне высот и скоростей полета.
Павел Булат "О проблеме запуска ракет из отсеков на сверхзвуковой скорости".