Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,572,305 41,930
 

  Paul ( Слушатель )
23 июл 2016 13:56:09

К вопросу о промышленности РИ

новая дискуссия Дискуссия  223

В 1916 году Россия импортировала 20 тыс. станков, но они составили менее одной трети (!) нового оборудования, которое в том году поступило на российские предприятия. Остальное оборудование произвели отечественные заводы. Стоимость оборудования частных заводов, занятых работой по металлу, удвоилась по сравнению с довоенным временем уже к началу 1916 года. В монографии «Экономическое положение России в годы Первой мировой войны» описывается, как заводы тысячами устанавливали новые станки. Производительность отдельных частных заводов выросла в десятки раз. Те из них, продукция которых измерялась сотнями тысяч, стали производить до десятков миллионов рублей. И это еще в начале 1916 года! «Конечно, эта «индустриализация», - пишет А.Л.Сидоров, - проводилась капиталистами с целью увеличения личной наживы и усиления производства орудий истребления и разрушения. Но она показывает, каким бурным темпом развертывалось производство, как усиливалась производственно-техническая база отдельных отраслей»




Вот разберём этот исходный текст. Ну - про лукавство со станками и оборудованием - я уж выше писал. Теперь смотрим дальше - стоимость оборудования увеличилась в два раза. А привести скажем таблицу стоимости оборудования до войны? Не окажется ли, что стоимость оснащения увеличилась без установки хоть одного станка, просто - за счёт роста стоимости. Нечто подобное - приводил в докладе на высочайшее имя Маниковский, приводя в пример несколько уральских металлургических предприятий, работавших на оборону, прибыль которых подскочила чуть не в четыре раза, выпуск же военной продукции - даже упал по сравнению с 1913?

И далее - тоже самое, "продукция которых измерялась сотнями тысяч, стали производить до десятков миллионов рублей"!! Производительность - меряют именно что в рублях.. Что совсем не очевидно коррелирует с количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, разве нет?

И так - почему-то везде.. Сильно напоминает разговоры о всемогуществе Америки, ибо у неё бюджет в баксах - самый большой.. Давайте уж тогда сравнивать сравнимое, и - таки в одинаковых единицах измерения?
  • +0.04 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (12)
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
23 июл 2016 17:31:01


Таблица из упомянутой выше монографии Сидорова. Как видите, историки умеют сравнивать корректно - в ценах 1913 года.

  • -0.02 / 2
  • АУ
 
 
  Paul ( Слушатель )
23 июл 2016 21:22:04

И - что это доказывает? Что такое - общая выработка, в том числе, продукция машиностроения? Одно сотрясание воздуха.. Чем-то напоминает классический анекдот про космонавтов и пидорасов..  Обратите внимание - никто и никогда не утверждал,что промышленность РИ в ПМВ - вообще не делала никаких успехов и не развивалась. Подобное утверждение было бы просто абсурдно. Вам - пытаются втолковать очевиднейшую истину - страна, которая даже в годы войны не смогла освоить массовый выпуск двигателей, а следовательно - автомобилей, танков и самолётов - через 25 лет с треском продула бы войну уж тем более - объединённой Европе! Не было у РИ никаких шансов удержаться хотя бы даже в пятёрке ведущих стран при таких раскладах.. Сравните соответствующие производства у союзников и Германии - и прослезитесь..

Хотите оспорить этот тезис - в студию марки выпускаемых двигателей, а так же - соответствующие заводы. Плюс - давно просимые станкостроительные заводы. Про все остальные - я вообще молчу, например производство ГСМ и технической резины.. Если бы всё это в РИ существовало хотя бы в зачатке - большевикам не пришлось бы лихорадочно и за огромные бабки создавать всё это с нуля. Мне казалось - это для самых упоротых воспевателей РИ должно быть предельно очевидно..


P.S. А вот кстати - не поясните, что означает - в ценах 13-го года? Выше я приводил табличку, насколько были вздуты цены на боеприпасы на частных заводах. Кстати - на каждом по разному.. И что - этот ваш Сидоров хочет сказать, что он собрал всю статистику по годам с разных предприятий, для каждого ввёл коэффициент с поправкой на каждый вид продукции, и выдал на-гора общую приведённую сумму? НЕ ВЕРЮ!!!! Бред какой-то...
  • +0.04 / 6
  • АУ
 
 
 
  izverg ( Слушатель )
23 июл 2016 21:29:25

И это при всем при том, что восточный фронт в ПМВ для Германии не был основным. Основные БД шли на западе.
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
24 июл 2016 20:38:39

Поясню. "В ценах 1913 года" означает, что приведенные данные о стоимости продукции вычислялись так: брался физический объем (например, 100 станков) и умножался на стоимость такого станка в 1913 году. И так по всем видам продукции.
Между прочим, Сидоров, скорее, ваш, чем мой - он был старейшим научным сотрудником академического Института истории СССР.

Ну, теперь попробую рассказать вам немного о марках и заводах.

Про двигатели.
Был в России такой старейший завод - "Механический завод Людвиг Нобель". С 1862 года. Он много чего выпускал, в том числе для нефтедобычи и нефтепереработки. А когда Дизель изобрел свой мотор, Нобель быстренько купил у него лицензию и организовал производство дизелей на своем заводе. Причем, внес в конструкцию двигателя изменения, позволившие ему работать на сырой нефти. В Европе за такими моторами закрепилось название "русский дизель". Факт производства дизелей на заводе Нобеля помог Дизелю получить Гран-При Парижской выставки 1900 года.
Интересно отметить, что в двадцатых годах национализированный завод Людвиг Нобель получил название "Русский дизель".
Советский справочник "Народное хозяйство СССР за 1913-1955 гг" приводит такие сведения об объеме выпущенной продукции в 1913 году: были построены дизели общей мощностью 35 тысяч л.с.
Конечно, это были крупные агрегаты, рассчитанные на установку на кораблях, заводах, но не на автомобилях или самолетах.

Про станки.
В России не было чисто станкостроительных заводов. Впрочем, и вообще не было заводов, выпускающих продукцию только одного вида.
Станки изготавливались на различных машиностроительных предприятиях. Например, на Путиловском заводе, на Коломенском заводе.
Вообще, сведений, которые были бы доступны в сети, я много не нашел - в основном пишут о продукции машиностроения, не выделяя станки отдельно. Поэтому я решил поинтересоваться историей флагмана советского станкостроения - завода "Красный пролетарий". И выяснил, что в раньшее время он назывался "Общество механическикх заводов братьев Бромлей". Бромлеи - это англичане, перешедшие в русское подданство.
Вот что нашел о производственной деятельности этого завода во время войны:
"Во время Первой мировой войны Обществом производились станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. На рубеже 1916—1917 годов был открыто производство автомобильных частей и двигателей".
Ну, вот вам марка станка - "Бромлей".

Производство ГСМ.
Странно, что вы об этом написали - я считал, что всем известно о НПЗ, которые были в России. Я даже сейчас вспомнил, что Д.И.Менделеев привлекался одним промышленником, чтобы наладить работу НПЗ.
Кроме того, хорошо известен факт, что термический крекинг нефти был изобретен русским инженером Шуховым. В двадцатых годах американцы хотели купить у него патент, но не сложилось - в результате пользовались его изобретением бесплатно.
Если говорить о конкретных компаниях, то мне проще всего вспомнить Нобеля - он успешно торговал с заграницей  и керосином, и мазутом.
Успехи русской нефтепереработки были не случайны - это был результат целенаправленной политики правительства: в 1896 году Николай Вторый своим указом существенно ограничил экспорт сырой нефти. Это послужило стимулом для развития нефтепереработки и нефтяного машиностроения.
И в заключение: на таре компании "Стандарт ойл", мирового лидера нефтедобычи того времени (Рокфеллеры) размещался такой рекламный слоган - "Качество русских масел". Это я к тому, что русские нефтепродукты того времени славились во всем мире превосходным качеством.

Техническая резина.
В Риге был такой заводик - "Товарищество Русско-Французских Заводов Резинового, Гуттаперчевого и Телеграфного производств под фирмой "Проводник". Он выпускал самые разные  изделия, в которых использовался каучук: галоши, линолеум, детские игрушки, спортивные мячи, шланги, изоляционное материалы, эбонит, непромокаемые ткани. Причем, галоши этого завода считались лучшими в Европе, и приносили огромную прибыль. А еще большую прибыль приносили этому заводу ... шины. Тут надо заметить, что в 1911 году в мировой резиновой промышленности российский "Проводник" занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин - второе. Третье, кстати, досталось своеобразному "двойнику" рижского предприятия - "Товариществу Российско-Американской Резиновой Мануфактуры "Треугольник" в Санкт-Петербурге. Перед мировой войной "Проводник" и "Треугольник" заключили картельное соглашение.

Российские покрышки хорошо продавались по всему миру и даже в странах с собственным производством автомобильной резины - они успешно конкурировали и с французской маркой Michelin, немецкой Continental и британской Dunlop.



Танки.
Первое появление танков на поле боя случилось под Сомой в сентябре 1916 года. До русской революции оставалось пять месяцев. Вы считаете, что за это время можно было организовать массовый выпуск танков?
К тому же я не помню никаких упоминаний о немецких танках первой мировой. А ведь Германию трудно упрекнуть в технической отсталости.
Похоже, вы на самом деле упрекаете царское правительство вот в чем: зачем оно не организовало массовое производство танков Т-34 еще до начала мировой войны?
Это вообще общая черта критиков РИ - они считают совершенно естественным, что к 1914 году царское правительство должно было достичь тех же результатов, которых большевики достигли к 1941 году.

25 лет
Это, похоже, ваш любимый тезис - если бы не большевики, то через 25 лет РИ проиграла бы во второй мировой войне. Во всяком случае, вы в своих сообщениях повторили его уже раза три.

Что было бы, чего не было бы - никто не знает. Если же говорить об обоснованных предположениях, то я считаю, что без прихода к власти большевиков в Европе второй войны не было бы.

Отдельный интерес представляет вопрос о том, могло ли царское правительство хоть что-то сделать для развития современной промышленности в России, или же при этом правительстве Россия была обречена.

В поисках материалов о производстве дизелей я поинтересовался историей ЯМЗ - сегодняшнего лидера российского дизелестроения. И выяснил, что до 50 годов это был автомобильный завод, а основан он был в 1916 году промышленником Лебедевым. Дело в том, что в 1916 году правительством России была принята программа развития автостроения в стране, на которую было выделено 11 млн. рублей. Военным ведомством были заключены контракты на строительство заводов и производство автомобилей:
- в Москве - с Рябушинским (впоследствии - завод ЗИЛ)
- в Ярославле - с Лебедевым (впоследствии - ЯМЗ)
- в Филях - с обществом Русско-Балтийского завода (сегодня - НПЦ Хруничева)
- в Рыбинске - с обществом "Русский Рено" (сегодня - НПО Сатурн)
- в Нахичевани - с обществом "Аксай" (сегодня - ростовский завод "Красный Аксай")
- в Мытищах - с "Британской инженерной компанией Сибири «Бекос»  (сегодня - в составе РКК "Энергия")

Из-за Революции и наступившей эпохи волюнтаризма ни один из этих заводов не был полностью построен, хотя Рябушинский организовал сборку машин из комплектов на недостроенном заводе - чтобы выполнить условия контракта.
Однако, как видите, затраченные усилия не пропали даром.
И главное: на мой взгляд, это прекрасный пример деятельности правительства, опровергающий предположения про "25 лет".
  • +0.02 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Sergey-17 ( Слушатель )
25 июл 2016 20:28:54


Вы просто не читали работу Сидорова. Потому что Сидоров это не рассчитывал, а взял данные из работ Н. Я. Воробъева, о чем он указывает в ссылках. И, кроме того, расчет цен производился Воробъевым не по выдуманной вами системе, а было принято следующее соотношение: 1913 г. = 1, 1914 г. = 1,02, 1915 г. = 1,28, 1916 г. = 2,22, 1917 г. = 5,02. Это указано в примечании к табл. 12 на стр. 350. Естественно, при завышении цен  производителями (напр., данные табл. 2, стр. 120) только на производстве снарядов переплата составила более 1 млрд. руб., что не позволяет сколько-нибудь достоверно оценить реальный рост (или реальное падение) производства.
  • +0.05 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
26 июл 2016 17:35:40

Я действительно не читал работу Сидорова - тут вы совершенно правы.
Что касается Воробьева, то на картинке с табличкой из книжки Сидорова, которую я запостил выше, хорошо видна ссылка на Воробьева - так что для меня  это не новость. Вообще, когда ссылаются на кого-то (в данном случае на Сидорова), совсем не обязательно указывать, на кого ссылается Сидоров. Если кому-то это важно, то найдут все, что их интересует. В т.ч. и на кого ссылается Воробьев)

Если же говорить по существу дела (о росте продукции машиностроения в военные годы), то вот какая странная картина вырисовывается: и Сидоров, и Воробьев пользуются данными, которые вы считаете не представительными - по ним ни о чем невозможно судить. Почему так?

Пошарив в сети, я обнаружил, что вот этот тезис - "в годы войны был огромный рост отраслей, связанных с обороной, и падение всех остальных отраслей" - стал общим местом. Об этом пишут все. Например, примерно в то же время, что и книга Сидорова, вышла работа Шигалина Г.И. "Военная экономика в первую мировую войну". Вот что сообщает автор по интересующему нас вопросу:

"Производством вооружения и снаряжения были заняты не только кадровые военные заводы, но и машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия. Металлообрабатывающая и особенно машиностроительная промышленность России дала значительное увеличение производства. Так, если продукцию машиностроительной промышленности в 1913 г. взять за 100, то последующие годы дадут такие цифры: 1914 г. — 120, 1915 г. — 201,5, 1916 г. — 264,3, 1917 г. — 187,4.

1915 и 1916 годы были периодом интенсивного капитального строительства в машиностроительной промышленности. В течение 1915 г. и в начале 1916 г. на девяти заводах было сооружено 18 787 кв. саженей площади новых мастерских. Стоимость оборудования машиностроительных предприятий к началу 1916 г. увеличилась по сравнению с довоенным временем почти вдвое. В 1916 г. происходило дальнейшее расширение оборудования машиностроительных заводов".

Выделенное жирным шрифтом - правда, очень похоже на данные Сидрова-Воробьева? А ссылается автор на Промышленную перепись 1918 года. Вот вам и Воробьев)

Но что, если все эти авторы кормились из одного источника и невольно обманулись? Есть только один способ развеять все сомнения - посмотреть на выпуск продукции в физическом выражении. Я воспользуюсь сведениями из упомянутой выше работы Шигалина:

- Во время войны продукция пулеметного отдела Тульского завода превзошла довоенный уровень производства в 25 раз.
- Путиловский завод произвел в 1915 году 997 орудий, а в 1916 - 2345 орудий.

"Производство металлообрабатывающих станков до войны было сосредоточено в Варшаве, Риге, Москве, Петрограде, на юге (Краматоровка) и в некоторых других городах. Во время войны станки начали изготовлять и такие заводы, как Путиловский, Коломенский, Сормовский, Брянский и др. Многие южные заводы, занимавшиеся производством сельскохозяйственных машин, также перешли на изготовление станков. Кроме того, возобновили производство станков эвакуированные из Варшавы и Риги станкостроительные заводы. В результате производство металлообрабатывающих станков возросло во время войны в два раза".

Таким образом, сведения о росте производства в физическом выражении подтверждают те же сведения, представленные в стоимостном выражении. Видимо, все советские историки знали об этом.

PS. Чуть не забыл: книжку Шигалина я тоже не читал. Заранее предупреждаю.
 
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  izverg ( Слушатель )
26 июл 2016 17:57:33

Извините, а как можно ссылаться на книги которые не прочитаны и не осмысленны?Шокированный Тупо нашли таблицы в нете, которые как Вам кажется подтверждают Ваше сугубо личное мнение и все?Шокированный
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  зарун ( Дилетант )
26 июл 2016 19:11:19

В стат. сборнике "Россия в мировой войне 1914-1918 годы", ЦСУ.М.1925. - к началу 1917 по сравнению с 1913 годом рубль обесценился до 60 копеек, но
никак не более чем в два раза. Статистические работы проведённые в первые годы советской власти всегда отличались большей достоверностью
чем во времена Сталина, а тем более чем в более поздние сроки.
Финансирование машиностроительной промышленности выросло с начала войны к  1917 года почти в 5 раз. С учётом  инфляции, рост финансирования
составлял впечатляющую цифру - почти в 3 раза. Чего не могла себе позволить ни одна из воюющих сторон на материке.
Поэтому вполне обоснованными выглядят данные о значительных количествах выпускаемых  новых станков. Иначе невозможно было уже к 1917 году
в несколько раз увеличить производство винтовок, пулемётов, патронов, артиллерийских орудий, снарядов и пр. военной продукции.



 
  • +0.01 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  завхоз ( Дилетант )
29 июл 2016 12:58:10

Статистика всегда лжива.
Сравнивать ложь по достоверности
Ну знаете-ли....
В 1-й мировой Россия проиграла во 2-Й выиграла сверхубедительно.
Если Спартак проиграл Динамо а потом сменился тренер и они выиграли РАЗГРОМНО то это заслуга Тренера.
Победа в ВОВ это залуга тов. Сталина безусловно.
И за это ему многое прощают и это логично и естественно.
Все остальное от лукавого
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Sergey-17 ( Слушатель )
29 июл 2016 13:41:03

Другой статистики у нас нет. Приходится использовать для оценки имеющиеся данные. А они показывают примерно одно и то же. Вот, например, данные по падению рубля из книги Ф. Федорова "Старые и новые деньги" (1924 г.):


1914 г. (начало) - 1.00
1914 г. (конец) - 1.02
1915 г. (начало) - 1.20
1915 г. (конец) - 1.40
1916 г. (начало) - 1.65
1916 г. (конец) - 2.04
1917 г. (начало) - 4.10
1917 г. (конец) - 11.40
1924 г. - 50.000.000.000 (пятьдесят миллиардов руб.)

Аналогичная табличка есть в статье "Заработная плата рабочих в России" (Смена, №1, 1924):

1914 г. (II половина) - 1.08
1915 г. (I половина) - 1.20
1915 г. (II половина) - 1.40
1916 г. (I половина) - 1.66
1916 г. (II половина) - 2.40
1917 г. (I половина) - 3.65

Т.е. эти данные совпадают с коэффициентами, приведенными Н. Я. Воробъевым. Таким образом, пятикратное (в денежном выражении) увеличение финансирования машиностроения к 1917 г., по факту, в лучшем случае, слегка превышало финансирование 1913 г.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  зарун ( Дилетант )
31 июл 2016 20:21:54

Это понимали не только наши современники, но и представители власти в СССР.
 Борьба шла с переменным успехом.
Вот некоторые  моменты из Постановления Совета министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) №1588-705С от 16 июля 1946 г.

О ПРИПИСКАХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНОВ

Совет Министров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) на основании произ­веденных Министерством государственного контроля СССР ревизий предприятий угольной промышленности,  черной и цветной металлургии,  автомобильной,  лег­кой,  мясной и молочной промышленности,  тяжелого машиностроения,  транспорт­ного машиностроения,  электропромышленности,  вооружения,  авиационной про­мышленности,  предприятий Министерства земледелия,  на транспорте,  в промыш­ленности строительных материалов  и  в строительных организациях,  устанавлива­ют, что на ряде предприятий промышленности укоренилась преступная практика приписок к государственной отчетности о выполнении планов выпуска продукции фактически не изготовленной, а на транспорте, в строительных организациях и в сельском хозяйстве — приписок невыполненных работ к отчетности, а именно:

а) руководители  многих предприятий, в целях скрытия своей плохой работы, становятся на путь обмана государства,  представляя неправильную отчетность о выполнении плана;

б) нередко фиктивная отчетность составляется для незаконного получения кредита и иных средств в Госбанке и Промбанке, а также в  корыстных целях — получения персональных премий;

 в) ревизиями государственного контроля СССР вскрыты факты, когда  одна и та же продукция дважды зачисляется в отчетность,  или показывается в отчете продукция, изготовленная ранее и в свое время учтенная;

г) во многих случаях фактическое  выполнение плана по валовой продукции искусственно завышается путем незаконного увеличения неизменных цен 1926-1927 гг.;

д) широко практикуется метод выдачи предприятиями сбытовым органам бестоварных фактур и  зачисления в отчет, на основе таких документов, фактически не изготовленной продукции;

е) на склады предприятий и выходные базы промышленности нередко,  вместо готовых изделий, передаются полуфабрикаты и некомплектная продукция, а в отчетность о выполнении плана производства эти полуфабрикаты зачисляются как выпуск готовой продукции.

Перечисленные и подобные им противогосударственные действия совершаются иногда в сговоре директора предприятия с ближайшими его помощниками — глав­ным инженером, начальником планового отдела и главным бухгалтером, а иногда в этом деле принимают участие руководители заводских партийных организаций.

Практика приписок к государственной отчетности о выполнении плана имеет место в результате того, что борьба с этим злом ведется явно недостаточно, с ним примирились не только многие хозяйственные руководители, но и партийные ра­ботники.

Министерства плохо проверяют отчетность предприятий, не выявляют и не на­казывают виновников приписок.

Органы прокуратуры и суда слабо борются с фактами подлогов в отчетности по выполнению государственных планов производства, проявляя в ряде случаев либерализм в отношении виновных в приписках лиц, и допускают волокиту в рас­смотрении поступающих к ним дел об этих преступлениях.

Учреждения Государственного банка часто нарушают установленные прави­тельством правила кредитования и выдают крупные суммы кредита под товары, которых предприятия не имеют. Плохо осуществляет контроль в строительстве Промбанк. Контрольные проверки и замеры фактически выполненных объемов строительства работники Промбанка производят редко, что создает благоприятные условия для приписок.

Руководители местных советских и партийных организаций вместо того, чтобы строго следить за соблюдением хозяйственными органами государственной дисци­плины, одолеваемые стремлением во что бы то ни стало удержать за предприятия­ми своей области первое место в соревновании, часто проходят мимо фактов при­писок и обмана государства, а иногда и берут под защиту прямых виновников этих преступлений.

Антигосударственная практика приписок в отчетности о выполнении планов является серьезным злом и если этому злу дать возможность разрастить, если ему не положить конец, то может быть создана угроза выполнению государственных планов восстановления и развития народного хозяйства.
---------
 
Неоднократно встречал статьи в советской центральной прессе, особенно после 1985 года, где сообщалось со ссылкой на руководителей главков и выше,
о значительных приписках в различной экономической деятельности.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  izverg ( Слушатель )
25 июл 2016 21:13:49

Извините, а Версальский договор большевики инспирировали и обобрали Германию контрибуциями как липку тоже они?Германия завершила выплату репараций по итогам Первой мировой войны. Последний транш в 70 миллионов евро был выплачен 3 октября, в день 20-летия объединения Германии, сообщает BBC News. По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. В 1920-х эта сумма дважды сокращалась и составила 112 миллионов, а затем пришедший к власти Гитлер прекратил выплаты. Они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 года. При этом часть суммы временно разрешили не платить: по условиям договора эти выплаты должны были возобновиться, только когда и если Германия будет объединена. В 1990 году эти проценты пришлось вновь выплачивать, для чего объединенная Германия взяла двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. По Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Москва отказалась от немецких денег в обмен на признание правомерности национализации собственности Германии в России.
  • +0.07 / 7
  • АУ