Технология переворота. Часть IIЕсли проанализировать действия заговорщиков, то нельзя сказать, что сам план небрежно и в спешке составлен: были взяты под контроль крупнейшие города, ряд коммуникаций и СМИ, военные центры управления. Причина его провала заключалась не в недоработке, а в отсутствии единства среди военных, большая часть которых оказалась лояльна властям. Заслуга в успешной зачистке вооруженных сил принадлежит действующему президенту, который во время дел "Эргенекон" и "Бальоз", не без помощи своих бывших соратников из числа гюленистов, провел массовые аресты в вооруженных силах. Как следствие в их среде не было единства, наблюдавшееся во времена предыдущих четырех переворотов со времени основания республики, что говорит о весьма тщательном анализе Р. Эрдоганом причин успеха предыдущих мятежей. Сумев учесть ошибки своих предшественников, он тем самым привнес большую трещину в фундамент пятого мятежа, во многом предопределившую его провал. Далее, отсутствие единства привело к нехватке ресурсов, из-за чего путчистам не удалось сделать главного — арестовать или физически уничтожить высший эшелон власти, а также оборвать каналы связи и управления войсками. Соответственно этим и объясняется перехват инициативы властями ближе к 2-3 часам ночи, в результате чего они смогли восстановить управление как войсками, так и суметь привлечь на свою сторону хорошо организованные группы своих сторонников. Последние — и такой вариант весьма вероятен — были своего рода заготовкой правительства на случай инспирированных извне массовых протестов, с целью создать контрструктуры (грубый аналог "антимайдана"), способные не допустить события, наблюдаемые в странах, где прошли т.н. "цветные революции". Даже при беглом просмотре съемок протестующих, где показаны чаще всего крепкие мужчины, видно как сторонники президента оказывали на солдат мощное психологическое давление и буквально парализовали бронетехнику войск путчистов. Естественно, не обошлось без инцидентов, в ходе которых погибло почти три сотни человек, но в целом возврат каналов связи над провластными силовиками и СМИ, а также с организованными сторонниками Р. Эрдогана в конечном итоге привел к провалу мятежа. Дополнительной дезорганизации в действия заговорщиков привнесло превентивное раскрытие их планов, что вынудило организаторов мятежа к форсированию его начала. Именно указанные причины, а не изначально плохая организация или спешная подготовка, лежат в основе провала переворота.
На протяжении всего пика кризисной ситуации в ночь с 15 на 16 июля и до сих пор власти Турции и лично Р. Эрдоган не устают повторять, что за мятежом стоит Ф. Гюлен и его сторонники. Доподлинно нет никаких точных сведений о причастности гюленистов к попытке переворота, но общая логика действий турецкого президента по очищению от их влияния в Турции весьма хорошо согласуется с произошедшим. При этом очевидно, что независимо от того, кто на самом деле стоит за мятежом, власти Турции обвинят Ф. Гюлена, поскольку неудачный мятеж — очень удобная возможность зачистить его последователей, что можно наблюдать все время после попытки переворота. Уже арестованы, задержаны или уволены десятки тысяч человек в среде военных, полиции, жандармерии, прокуратуры, госаппарата, судов, учебных и иных заведений. При этом введение чрезвычайного положения на три месяца говорит о неполном контроле над ситуацией, особенно после сообщений о пропаже 14 кораблей береговой охраны с адмиралом, на поиски которых отправили авиацию [15]. Кроме того, по информации Российского информационного агентства, ссылающегося на турецкую газету Hürriyet, до сих пор не найдены 25 спецназовцев, пытавшихся захватить Р. Эрдогана в городе Мармарис 15 июля, а посланные за ними два вертолета также пропали [16]. Если причастность Ф. Гюлена к перевороту действительно имеет место, при том, что сам лидер движения "Хизмет" всячески отрицает свое отношение к путчу и осуждает его, то практически неизбежно встает вопрос о том, насколько самостоятельно он действовал. По некоторым сообщениям из СМИ [17], тысячи школ и множество последователей основанного им движения используются ЦРУ в качестве прикрытия для своих операций, а профессор истории университета Анкары Неджип Хаблемитоглу, автор книги "Крот" о связях Ф. Гюлена с ЦРУ, был убит буквально накануне её публикации, состоявшейся 18 декабря 2002 года. Как пишет политолог Ш. З. Султанов, сам Ф. Гюлен является "одним из наиболее талантливых, а может и гениальных специалистов в сфере оргоружия", создавший колоссальную корпорацию, чье ядро "составляет классическая закрытая суфийская структура, основанная на принципах безусловного подчинения мюрида шейху. Внешним окружением такой структуры является "Хизмет", открытая организация, которая владеет по всему миру сотнями лицеев, колледжей, университетов, мечетей, молельных домов, общежитий и т.д. Внешне эта организация является воплощением идеи служения обществу. Скрытая, и гораздо более существенная ее функция заключается в том, что она ищет, вербует, готовит профессиональные кадры, причем особый упор делается на поиске талантливых людей" [18]. Таким образом, если причастность к попытке переворота гюленистов соответствует действительности, то с высокой вероятностью он не был самостоятелен в собственных действиях, что укладывается в предысторию непростых отношений Анкары с Вашингтоном, который, на основании сказанного выше, использует "Хизмет" как инструмент давления на действующий режим Турции и лично Р. Эрдогана.
Наконец, в общую геополитическую обстановку, на фоне которой была организована попытка переворота, укладывается сообщение иранского агентства Fars [19], с ссылкой на арабские СМИ, ссылающиеся, в свою очередь, на турецких дипломатов, опубликовавшее информацию о том, что в деле оповещения турецкого руководства о готовящемся перевороте важную роль сыграла российская разведка. Согласно источникам были перехвачены кодированные радиограммы и важные сведения, которыми обменивались мятежники из числа военных, после чего они были переданы MIT, а уже разведка сообщила президенту. Предположительно, военные и аппаратура, с помощью которой был осуществлен перехват сообщений, расположены в Сирии на авиабазе Хмеймим. Пресс-секретарь Президента России Д. Песков уже сообщил, что не знает "на какие источники ссылается агентство Fars" [20]. Поскольку достоверность данных источника обычными методами, без доступа к закрытой информации, проверить невозможно, то к ним следует отнестись с осторожностью. Если же такой случай в действительности имел место, тогда он не противоречит тому, о чем было известно ранее - из-за наметившейся политической изоляции, являющейся следствием весьма авантюрной политики турецких властей, Анкара совершила разворот в сторону России и Израиля в попытке налаживания отношений с этими странами после их разрыва (подробней см. в работе [4]). Очень высока вероятность суперпозиции различных факторов, которая и привела к попытке военного переворота. Здесь важна роль действий самого Р. Эрдогана, в т.ч. и при развороте в сторону России, роль кемалистов и гюленистов, поскольку представители и тех и других присутствуют во всех общественных стратах и организациях, а также внешние факторы, чье участие обнаруживается по косвенным признакам. Вероятность участия иностранных спецслужб в провальном путче довольно высока; например, в США есть ряд влиятельных кругов, недовольных лично Р. Эрдоганом, не говоря уже про ЕС, с которым турецкий президент в последнее время общался на языке конфронтации и ультиматумов. Также возникают вопросы, связанные с арестом генерала Бекыра Эрджана Вана — начальника авиабазы Инджирлик, подозреваемого в связях с мятежниками [21]. Известно, что власти Турции во время подавления переворота закрыли доступ на базу и воздушное пространство над ней, а кроме того ее обесточили. Помимо этого, использовавшиеся путчистами истребители F-16 заправлялись двумя самолетами-заправщиками типа KC135R с авиабазы Инджирлик [22]. Остроты ситуации добавляет тот факт, что на территории данной авиабазы хранятся ядерные бомбы B61 [23] в количестве 50 штук, составляющие 25 процентов от всего запаса в распоряжении НАТО [24]. Как следствие, Пентагону пришлось срочно корректировать свои операции в Сирии для поддержки курдов, осаждающие город Манбидж, все еще находящийся под частичным контролем боевиков Исламского государства. Само собой, наличие американских самолетов означает сопутствующую логистическую инфраструктуру и материально-техническое обеспечение, а также создание соответствующих условий для обеспечения безопасности американских военных, а значит, наличие разведки и контрразведки. Суммируя сказанное, несмотря на отсутствие данных о прямой связи между американским разведсообществом и путчистами, возможности для осуществления взаимодействия с последними у американцев есть и они значительно превосходят возможности любой другой страны мира.
Заключение
Несмотря на удачный исход (на 28 июля) попытки переворота для действующих властей в Турции, их последовавшее рвение в деле зачистки неблагонадежных лиц не повлияет на процесс ухудшения ситуации. Соответственно само подавление переворота (который есть следствие тесного переплетения объективных внутренних причин и, вероятно, действий внешних бенефициаров) никак не решает существующие противоречия и лишь откладывает накопление критической массы недовольства как внутри Турции, так и за ее пределами. Возле турецких границ идет мощнейший, чрезвычайно сложный конфликт, неразрешимый в обозримом будущем, при этом внутри страны обстановка деградирует с каждым днем, поскольку к потрясениям, связанным с попыткой переворота, добавляется война с курдами, ежедневно публикующими отчеты о противостоянии с турецкими военными. Фактически власти сейчас действуют без особого разбора и подвергают тем или иным репрессиям практически всех, в ком видят угрозу, даже если эти люди не имеют отношения к собственно попытке переворота. На это указывают аресты и увольнение учителей и деканов университетов [25]. Отсутствие перспектив по вступлению в ЕС способно в определенной степени деморализовать кемалистов и западников в целом, но с другой стороны вынудить их к решительным действиям. Пока инициатива и психологическое преимущество на стороне провластных сил, но вопрос в том, как долго такое состояние способно продержаться. В итоге Р. Эрдоган рискует совершить классическую политическую ошибку: чрезмерным давлением на своих противников из числа кемалистов и гюленистов он может подтолкнуть их к более тесной координации и взаимодействию против него, а также поиску поддержки среди внешних игроков, заинтересованных в свержении нынешнего режима и установлению такой власти, которая будет более приемлемой в самой Турции и за ее пределами. Центробежные тенденции внутри турецкого государства продолжат нарастать, поскольку нет и в ближайшее время вряд ли появится сила, способная предложить некий универсальный вариант его развития, объединяющий разные политические и общественные течения, и вывести страну из того стратегического тупика, в котором она оказалась. В противном случае внутренние противоречия и внешние факторы, в т.ч. инспирированная извне фрагментация Турции руками курдов, вполне способны привести к появлению нового Ирака и Сирии, только в еще больших масштабах. Социальный взрыв, умело корректируемый извне, может дать начало полномасштабной гражданской войне, где к противостоянию по линии курды-турки прибавятся противостояния кемалистов с исламистами, исламистов с гюленистами. Наконец, подобный исход неизбежно приведет к всплеску терроризма и миграции в страны ЕС — если данный сценарий в контексте преследуемой рядом глобальных игроков стратегии по ликвидации суверенитета стран окажется реальным, то единый комплексный конфликт от Йемена до Турции, от Алжира и Ливии до Ирака получит дополнительный колоссальный импульс. В конечном итоге, развал евразийского пространства, начатый с Магриба, продолжится в направлении на Иран и регион Центральной Азии, а также в сторону Турции и ЕС.
Постепенно все четче проявляется многоходовая комбинация по коренному изменению облика Евразии, где распад ЕС через выход ряда стран из него и усиление террористической активности вместе с миграционным кризисом совмещается с перекраиванием политической карты Большого Ближнего Востока руками исламистов. Кажущиеся независимыми процессы все больше воспринимаются единым и неразрывным целым, проявлением организационного оружия нового уровня, где грань между войной и миром постепенно уходит в прошлое. Противодействие подобной угрозе требует фундаментального пересмотра имеющихся подходов и в зависимости от того, будет ли это сделано, а главное, будет ли на то политическая воля тех, против кого данная угроза создается, зависит облик нового глобального порядка в XXI веке, останутся ли на карте мира государства или же человечество войдет в новый этап своего существования, постгосударственный, где на смену устаревшим политическим организациям придут принципиально новые.
Автор:
Константин Стригунов[15]
http://ria.ru/world/20160720/1472456782.html[25]
http://www.bbc.com/russian/news-36871202Первоисточник статьи -
http://eurasian-defe…perevorota