Кто для вас Николай II
994,200 9,074
 

  Paul ( Слушатель )
07 авг 2016 00:02:16

Ещё о промышленности

новая дискуссия Дискуссия  145

Характерной особенностью функционирования русской промышленности во время войны являлось сокращение выплавки черных и цветных металлов и добычи каменного угля и нефти.

В России до войны производство черных металлов значительно увеличилось, но потребление так быстро расширялось, что выплавка чугуна и стали не поспевала за спросом на них. Вследствие этого значительная часть металла ввозилась из-за границы.

Во время войны черная металлургия России значительно сократилась. Годовое производство черных металлов, составлявшее в довоенное время 4,6 млн. т чугуна и 4,4 млн. т стали, сократилось в 1917 г. на 35–32%.

Такое значительное падение производства чугуна и стали обусловливается потерей Польского района и падением производительности труда на оставшихся заводах. Россия уже в начале войны лишилась значительного количества металлургических заводов в Польше, производство которых составляло по отношению к общему производству металлов в стране свыше 9% по чугуну и 11% по железу и стали. Производительность труда, снижаясь из года в год, в 1917 г. составила 40,3% по отношению к 1913 г. Падение производительности труда произошло [154] вследствие деквалификации рабочих, падения реальной заработной платы и ухудшения состояния оборудования металлургических заводов.

На металлургической промышленности отрицательно сказались и затруднения в области снабжения заводов топливом, коксом и железной рудой. Так, уполномоченный председателя особого совещания по обороне по Уральскому району в октябре 1916 г. сообщал, что «Златоустовский и Кусинский казенные горные заводы вследствие недостатка кокса находятся под угрозой остановки чугунолитейного производства»{97}. Он же в марте 1917 г. телеграфировал, что в «Тагильском округе за недостатком южного кокса и антрацита остановлена выплавка меди, сокращено производство в чугунолитейной и возможно будет прекращена выплавка снарядной стали»{98}. Управление военного воздушного флота 26 февраля 1917 г. сообщало особому совещанию по обороне, что «вследствие недостатка в топливе, приостановлена работа на заводах, выполняющих заказы по авиации и воздухоплаванию: Южно-Русского Общества для выделки и продажи соли, на котором изготовляется едкий натр и водород, Общества Русских Трубопрокатных заводов (Екатеринослав), на котором изготовляются стальные трубы для аэропланов»{99}.

Вследствие мобилизации рабочих и острого недостатка железной руды и топлива заводы южной металлургии уже в первый год войны вынуждены были ограничить выплавку металла. К марту 1915 г. на юге России остановилось 18 печей. Часть действующих печей работала только на 30% своей производственной мощности{100}.

Положение уральской металлургии было еще более тяжелым. До войны на Урале насчитывалось 122 доменные печи. В 1915 г. из этого числа действовали только 66. Из остального количества 13 печей ремонтировались, 17 были вполне готовы, но не пущены в действие и 26 домен находились на бездействующих заводах{



-----------------------------------------------------------------------------------

Обращаем внимание на то, какой процент промышленности потеряла РИ - и на сколько упало производство.. 10% потерь - и 60% по производительности труда!! Блеск.. А так же - задаёмся вопросом, кто это такой умный развивал промышленность в Польше, под носом у немчуры. У французов - хоть выбора другого не было, у них все месторождения на границе были. А у России?


В начале войны и особенно в 1915 г. остро встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой полосы. Эвакуация наиболее крупных предприятий и запасов сырья началась еще осенью 1914 г. В большинстве случаев эвакуация проводилась по распоряжению военных властей в срочном порядке, без всякого плана, без подготовки в тылу базы для размещения оборудования и жилья для рабочих. Эвакуация сопровождалась большой путаницей в указаниях направлений эвакуируемых грузов, в начале 1916 г. имелось до 4500 вагонов «запутавшихся» грузов. Порча промышленного оборудования во время перевозок была общим явлением.

Только в ноябре 1915 г. особое совещание по обороне учредило три эвакуационные комиссии (в Пскове, Минске и Бердичеве) и одиннадцать комиссий по восстановлению эвакуированных предприятий на местах (в Москве, Новгороде, Екатеринбурге, Томске, Казани, Самаре, Ростове, Харькове, Екатеринославе, Ростове-на-Дону и Баку). Эти комиссии были созданы с большим запозданием, сотни промышленных предприятий уже были эвакуированы на восток, многие ценные грузы потеряны в пути. Поэтому работа комиссии не дала существенных результатов.

К 1 февраля 1916 г. было эвакуировано 427 предприятий преимущественно из Риги, а также из Варшавы, Вильно, Ковно, Белостока, Двинска, Ревеля и Либавы.

Большая часть промышленных предприятий, находившихся в Польше, была захвачена немцами. Из 427 предприятий, эвакуированных к 1 февраля 1916 г., на долю Рижского района приходилось 218, других районов Прибалтики — 147 и губерний бывшего царства Польского — 62 предприятия. Из них к 1 февраля 1916 г. начали работать на новых местах только 70 предприятий, остальные или восстанавливались или находились в пути.

Эвакуированные предприятия были размещены в 33 внутренних губерниях (в 35 городах) главным образом Центрального, Южного и Северо-Западного промышленных районов. [150]

В Центральный район было эвакуировано 252 предприятия (почти 60% всех эвакуированных предприятий), в том числе 134 из Прибалтики, 80 из прочих районов Северо-Западного района и 38 из Польши. Из них 147 предприятий были размещены в Москве и в Московской губернии. Центральный промышленный район и до этого испытывал затруднения в снабжении металлом и топливом, а после прибытия сюда эвакуированных предприятий затруднения эти еще более увеличились.

Южный район принял 78 предприятий, что составило несколько более 18% всех эвакуированных предприятий. Из них в Екатеринославской губернии разместилось 21 предприятие и в Харьковской — 20.

В Северо-Западный район было вывезено 74 предприятия, то есть около 18% всех эвакуированных предприятий. Большинство этих предприятий разместилось в Петрограде (53 предприятия).

В Юго-Восточный район было вывезено 17 предприятий, в Акмолинскую область — два и на Урал — только одно предприятие.

Эвакуация проводилась без плана, а главное — без предварительной подготовки помещений и топливно-энергетической базы в районах размещения эвакуированных предприятий, поэтому она не дала существенного эффекта в деле улучшения снабжения армии.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь - сравниваем это позорище с на порядки более сложной и масштабной эвакуацией времён Великой Отечественной, и - её результатами..
  • +0.03 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  osankin ( Слушатель )
08 авг 2016 16:05:06

Без опыта эвакуации 1914-1916 года не было бы относительного успеха эвакуации 1941-42 годов. Тем более, что предвоенные планы создания промышленной базы в глубине страны, а с началом советско-германской войны и эвакуацию материальных ресурсов во многих местах Союза СССР  непосредственно осуществляли люди, имеющие опыт эвакуации таковых ещё во времена Российской империи. 
И не стоит особо задирать нос - бардака при эвакуации хватало и в Третьей Отечественной, учитывая, что достаточно большое количество ресурсов, планировавшихся к вывозу, не было ни вывезено, ни уничтожено и досталось врагу. 
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
  Paul ( Слушатель )
08 авг 2016 16:30:23

Крайне сомнительный тезис. Подкрепить - сможете? Насчёт бардака - никто и не спорит, но - какая разница в достигнутых результатах эвакуации! Это ж день и ночь..
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
08 авг 2016 16:35:26

Я уже ответил. Без опыта Первой мировой не было бы этих успехов. Простая диалектика.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
08 авг 2016 17:39:20

отсюда:

Цитата: ЦитатаЭвакуация предприятий народного Комиссариата танковой промышленности сопровождалась большими потерями в оборудовании. 
Значительная часть работников по разным причинам также не оказалась на новом месте работы. В ходе эвакуации управление промышленностью было дезорганизовано. Всѐ это вместе взятое заложило основы для большого количества проблем, прежде всего нехватки квалифицированной рабочей силы, осложнявших деятельность танковой промышленности практически до конца войны.
В общем и целом результаты эвакуации предприятий танковой промышленности можно признать удачными. Значительная часть оборудования и рабочей силы была спасена и стала ядром, вокруг которого в восточных районах был создан новый комплекс танкостроительных предприятий. Трудно представить, как сложилась бы будущая деятельность танкостроительной промышленности в том случае, если бы она вынуждена была бы создавать новое производство, опираясь только на имевшуюся на
востоке промышленную базу. Ясно одно – объѐмы производства танков и САУ были бы в этом случае значительно меньшими, а их качество – более низким. Организация эвакуации стала первым испытанием для только что созданного Наркомата танковой промышленности, проверкой его способности решать поставленные правительством задачи. То, что наркомат в целом выдержал это испытание и сохранил силы и средства для решения последующих задач, было заслугой самоотверженной работы его сотрудников на всех уровнях, от рабочего до наркома


отсюда:

Цитата: ЦитатаОднако не всегда удавалось своевременно организовать эвакуацию грузов. В частности, так произошло в Орле. Германский генерал Г. Гудериан вспоминал: «Наше наступление было неожиданным для противника. 3 октября 1941 г. 4-я танковая армия захватила Орел. Захват города произошел для противника настолько неожиданно, что когда наши танки вступили в Орел, в городе еще ходили трамваи. Эвакуация промышленных предприятий, которая обычно тщательно готовилась русскими, не была осуществлена. Начиная от фабрик и заводов, до самой железнодорожной станции на улицах повсюду лежали станки и ящики с заводским оборудованием и сырьем».
  • +0.00 / 2
  • АУ