Напряженность на Корейском полуострове
800,983 4,628
 

  Vediki977 ( Слушатель )
17 авг 2016 17:14:28

"Северокорейская быль".

новая дискуссия Дискуссия  131

Недавно в одном из специализированных южнокорейских журналов (북한, 7호, 2016년) появились воспоминания Квак Мун-хвана, бывшего высокопоставленного военного, ныне эмигранта в Сеуле, в котором речь идет о крупном северокорейском внешнеторговом работнике по имени Сон Тхэ-бин (송태빈). [관문완. 영웅적 범죄. // 북한, 2016.7, 124-129].

Собственно говоря, «воспоминаниями» этот текст назвать сложно: по сути, там рассказана лишь одна байка, которая, однако, очень много говорит об особенностях и проблемах северокорейского внешнеторгового мышления.

История эта якобы случилась в начале девяностых годов, вскоре после распада Советского Союза, когда у нас, на российских просторах, шло массовое разворовывание и распродажа государственного и военного имущества. Квак Мун-хван рассказывает о том, что тогда на контакт с внешнеторговыми ведомствами северокорейских вооруженных сил (а именно в таком ведомстве занимал пост тогда еще молодой Сон Тхэ-бин) вышли российские генералы из Дальневосточного военного округа. Генералы эти предложили выставили на продажу большую партию военных грузовиков, примерно 800 автомобилей. Сон Тхэ-бин, который вел переговоры, сразу же понял, что генералы ведут переговоры по собственной инициативе и собираются положить деньги себе в карман. Он не скрыл от своих российских партнеров то, что данное обстоятельство ему ясно и использовал его для того, чтобы раз в десять сбить первоначальную цену предложения. В итоге грузовики, если верить байке Квак Мун-хвана, были проданы за 5 тысяч долларов штука, то есть более-менее по цене металлолома. 

Однако речь идет не об этой истории, которая, как я подозреваю, достаточно типична для постсоветского армейского быта девяностых. Интереснее то, как эта история повернулась дальше – а равно и то, как к этому повороту относится сам рассказчик.

В ходе переговоров Сон Тхэ-бину стало ясно, что генералы из Хабаровска (впрочем не поручусь, что они были именно из Штаба округа, ничего об этом у Квака не говорится) не понимают во внешней торговле ничего от слова «совсем». Поэтому Сон Тхэ-бину убедил их согласиться не на оплату наличными, которую генералы изначально подразумевали, а на оплату аккредитивом (letter of credit). С аккредитивом должен был работать банк в Макао, специализирующийся на сделках с Северной Кореей.

Здесь и ждала вороватых генералов хорошо рассчитанная засада. Дело в том, что аккредитивы существует двух видов, о чём генералы, конечно же, не имели представления. Сон Тхэ-бин выдал им весьма экзотический документ – отзывной аккредитив (ныне вроде бы, и вовсе не существующий, кстати, а тогда – крайне редкий). Как только документы были оформлены, а грузовики своим ходом прибыли в КНДР, Сон Тхэ-бин отозвал аккредитив, сделав таким образом платёж невозможным и оставив в своём (точнее, государственном северокорейском) кармане те четыре миллиона долларов, которые он после долгих переговоров все-таки пообещал заплатить ворюгам-генералам. Генералы осознали, что их, как говорили в то времена, «кинули», но сделать ничего не смогли, что вполне предсказуемо.

История стала известна Ким Чен Иру, который вызвал по этому поводу Сон Тхэ-бина. Если верить рассказу Квака, Сон Тхэ-бин сказал тогда Ким Чен Иру, что лохов грех не кинутьречь шла о бесхозном имуществе, которое и так пытались украсть, и платить за такое имущество столь явным ворюгам было бы делом просто глупым. Ответ этот Ким Чен Иру так понравился, что он тут же наградил Сон Тхэ-бина за его изобретательность и стал активно продвигать его по карьерной лестнице.

Можно, конечно, по-разному ко всей этой истории следует относиться с российской точки зрения. Мне самому, например, где-то в глубине души даже приятно, что вороватые генералы так и не смогли насладиться плодами своих неправедных усилий (хотя, с другой стороны, какая-то доля от этих четырех миллионов, может быть, в итоге перепала бы и простым жителям Дальнего Востока). Однако интереснее другое - то, ради чего все это я и пишу. В изложении Квак Мун-хвана, человека, который сам к режиму семейства Кимов относится без малейшей симпатии, вся эта история излагается с большой симпатией к Сон Тхэ-бину, который в байке показан как веселый пройдоха, действия которого заслуживают по меньшей мере понимания, если не одобрения. Ничего предосудительного в произошедшем рассказчик точно не видит.


Понятно, что байка остаётся байкой. Я за жизнь выслушал всяких подобных историй немало, и по опыту знаю, что обычно за ними стоят ситуации, реально имевшие место, но в интересах художественной выразительности немало приукрашенные. Так что совсем не удивлюсь, если грузовиков в действительности было не восемьсот, а, скажем, восемьдесят, или если технология надувательства была  несколько иная.

Но в данном случае фактическая достоверность не так уж и важна (история эта останется ценной, даже если она вообще полностью выдумана Квак Мун-хваном или кем-то из его приятелей). В самой байке отражается одна из важнейших проблем северокорейской внешней торговли – постоянная и неистребимая склонность северокорейской стороны к обману своих партнеров. Подобные действия воспринимаются как патриотическая лихость, и мало кто задумывается о том, к каким последствиям подобные акции могут привести в долгосрочной перспективе. Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что северокорейское начальство попросту в принципе не думает о таких вещах, как кредитный рейтинг и деловое доверие, которые для них являются совершенно бессмысленными и, где-то, даже смешными категориями.

Это грустно. В последние годы Ким Чен Ын осуществляет здравую и умеренно успешную экономическую политику, которая привела к заметному улучшению ситуации в стране. Однако одна из главных проблем, с которой он сталкивается – это отсутствие иностранных инвестиций. Экономический рост возможен и без инвестиций, но скорость этого роста будет ограничена – а КНДР сейчас нужен не просто рост на уровне 3-4%, а рост очень быстрый, на уровне 7-10% в год. Этого невозможно добиться без привлечения иностранного капитала. Одной из причин нежелания иностранных инвесторов работать с КНДР является, конечно же, ядерная проблема и связанный с ней режим санкций – никто из бизнесменов не собирается создавать себе политических проблем. Однако другой проблемой в деле привлечения иностранного капитала остаётся репутация северокорейских бизнесменов как людей крайней ненадёжных и склонных к самым примитивным формам жульничества.

Остаётся только надеяться на то, что новое поколение северокорейских бизнесменов – дети господина Сон Тхэ-бина (с большой вероятностью, кстати, именно биологические дети его и его коллег, ибо большинство привилегированных должностей в КНДР являются полу-наследственными) всё-таки узнают что-то о пресловутом «слове купеческом» и поймут, почему оно имеет экономический смысле. В конечно итоге это поможет и им, и их династии, и их стране – конечно, если и страна и династия просуществуют достаточно долго.

Ссылка

т. Квак Мун-хван явно заливает соловьём. Не хочу сказать, что в девяностые все генералы и адмиралы были кристальны честны, скорее наоборот,, и, что не было никаких "коммерческих" контактов между российскими и северокорейскими военными. Хочу сказать, что в то далёкое время не только российские генералы не знали, что такое аккредитив, тем более отзывной или безотзывной, но иногда и российские банки не догадывались о наличии такой формы платежа. 
А так, да.. Бывших военных среди северокорейских внешнеторговцев полно.  
  • +0.11 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  sergsergserg ( Слушатель )
18 авг 2016 10:17:01

Во времена СССР в Африку, дружественным странам, поставлялись грузовики ЗИЛ-130 по цене $800 за штуку, совершенно новые, с конвейера. Разумеется в пересчете на инвалютные (клиринговые) рубли по официальному курсу (где-то 90 копеек за доллар США). Информация проскакивала в конце 80-х. В официальных советских газетах, Интернета в СССР тогда не было.
  • +0.06 / 1
  • АУ