Вспомним о "Танце маленьких лебедей"?
новая дискуссия
Дискуссия
304
Стукнуло, как никак, четверть века.
У всех, наверное, свои воспоминания о тех днях. Поделюсь своими.
Был я в те дни в Сиэтле, в недавно организованном национальном Институте теоретической ядерной физики, там была месячная программа по моей тематике. В нем на кухоньке был телек, и только с приятелем зашли утром в институт, так сразу с криком "В Москве госпереворот" нас потащили к нему и на экране как раз был отрывок с этими лебедями, а затем прокрутили речь Янаева. Сказать, что мы были в шоке --- не сказать ничего. Мы в Сиэтле отстали от Москвы по времени на полсутки. Ясно, что в тот день мы к телеку бегали непрерывно.
Но гораздо интереснее другое. В том 91-м E-mail в СССР был только в редких институтах, и именно ядерщики были впереди планеты всей. Главная почтовая контора была в Курчатовском, откуда была связь с Европейским центром ядерных исследований в Женеве (где пресловутый БАК), в нашем продмосковном академгородке через него послания приходили на одну только персоналку, и институтские секретарши приносили на отсылку на дискетах, и к их приходу оператор вылавливал из потока относящееся к институту и выдавал дискету секретарше. Но в Москве, в Питере, Гатчине уже были штучные владельцы модемов на квартирах --- у нас это стало возможным в начале 92-го. В-общем, в то утро в Сиэтле у меня в почте уже были два послания --- первое из Питера, второе из Москвы. И тут же на глазах образовалась целая разведсеть, так что вначале раз в час-два, а потом через полчаса и даже чаще, стали приходить сводки новостей. И даже нашелся человек с Калининского из дома напротив здания СЭВ с неплохим видом на Белый Дом --- его ФИО так и не прозвучали.
И под вечер, это утро 20-го в Москве, мне пришлось давать интервью местной газете, вроде The Seattle Times. В поисках советских те связались с университетом, и там откопали меня.
Как учил гениальный Владимир Ильич Ленин, надо брать непременно и сразу почту с телеграфом. И уже из одного того, что E-mail не перекрыли, для меня было очевидно, что хотя Крючков-КГБ и среди главарей, но мышей он не ловит. И как можно было выпустить в телек это ничтожество Янаева, когда собрались и премьер, и министр обороны, и главный милиционер, и тот же Крючков? Уж если хотели делать дело, то дали бы слово Язову, ему даже солдат из казарм выводить не пришлось бы. Было бы достаточно трех его слов "Горбачев под стражей." И что вводится чрезвычайное положение. И послания нашего наблюдателя с Калининского говорили однозначно, что ГКЧП в полной прострации и катастрофически потерял темп. А уж пропустить Ебеня в Белый Дом? Не решили задачу, с которой детсадовские шалуны справились бы. Что случилось дальше, и было истинным государственным переворотом.
Так что в интервью своем я твердо сказал, что ГКЧП не победит. В газетной колонке это было строчек 7-8, у меня и вырезки, похоже, не сохранилось.
Интереснее еще одно. Мой сокурсник по МФТИ, работавший в Дубне, вдруг завибрировал: "А не подать ли на политическое убежище? Такой изумительный шанс в США остаться.." По-моему, с полудня 19-го он ни о чем другом и думать не мог. Но наступило утро 21-го (в Москве уже вечер 21-го) и он сник.
Там же был еще парень из Харьковского Физтеха, лет 35, кто на это убежище подал мгновенно. Молча. Мы об этом узнали сильно позже. Не знаю точно, никогда не интересовался, какой был его статус те полтора года, если не два, пока этот Андрей Инопин дожидался формального рассмотрения своего заявления. Решение суда было: "Поскольку в момент подачи заявления заявитель имел все основания опасаться политических преследований коммунистами по результатам госпереворота, он имеет право на политическое убежище". Юмор в том, что его отец, Евгений Васильевич, всячески уважаемый физик родом из Вологды, тогда замдир ХФТИ, бывал и секретарем парткома... Но в заявлении об этом Андрей наверняка не написал.
Если попытаться соскрести с себя наносное за эти четверть века, то изгнанию Горбачева из власти был рад однозначно. Хорошо помню как неприятно было увидеть Янаева --- это было, наверное, самое яркое впечатление. То, что Горбачев никудышная тряпка, было к тому времени очевидно, но игра в его сохранние оставила впечатление, что это ГКЧП --- все одна игра. И как-то доверия к ГКЧП у меня не возникло. Странным образом, о Ельцине в Белом Доме узнал только через пару часов после Янаева в телеке, опять же из американского телека --- в той рассылке по е-мейлу писавшие полагали, что это как-то всем известно? Хотел я 19-го в Сиэтле победы Ельцина? Отношение к нему уже было к тому времени кислым, но тогда Ельцин казался злом меньшим, чем тот ГКЧП с Янаевым и остальными, сидевшими как куклы при нем. Хотя при захвате почты, телеграфа и далее по классику, и немедленном чрезвычайном положении может баланс в мозгах и сместился бы. Но это уже домыслы задним умом.
Отредактировано: Dobryаk - 19 авг 2016 12:37:20