Ночной Бомбардировщик У-2
77,695 110
 

  Бомбардировщик Ночной ( Слушатель )
19 авг 2016 19:45:20

ВКЛ: Литовская Русь или угнетатель русских?

новая дискуссия Статья  431

ВКЛ: Литовская Русь или угнетатель русских?



Предыдущая часть этого материала, посвященная существованию Великого княжества Литовского и его последующей аннексии Королевством Польским, ожидаемо вызвала возмущение в «клубе любителей ВКЛ». Прозвучали гневные окрики о том, что «Литовская Русь» была «еще одним русским государством», что русским прекрасно жилось в ВКЛ, как минимум, наравне с литовскими католиками. Что лишь случай (ну, и коварная Москва, разумеется) не позволили состояться «мощной русско-европейской державе».

Эта часть изначально задумывалась как продолжение, повествующее об ущемлении русских в ВКЛ, но после было решено несколько сместить акцент в сторону ложного тезиса о равенстве католиков и православных в ВКЛ и развенчивания мифа о «еще одной русской державе». Как и прежде, в статье используются только общедоступные и общепризнанные факты[1].
В материале использованы тексты т.н. привилеев – законодательных актов Великого княжества Литовского, устанавливающих нормы для отдельных лиц, сословий, городов, областей или всего государства. Некоторые из общеземских (государственных) привилеев и будут рассмотрены.

XIV век – первая половина XV века


Один из привилеев Короля Польского и великого князя Литовского



1387 год, Вильно. Ягайло, подтверждая первую унию между ВКЛ и Королевством Польским, подписывает соответствующий привилей. В соответствии с ним, расширялись права дворян ВКЛ, принявших католичество (уравнивались с польскими). Вступать в наследство, выдавать замуж дочерей и внучек без согласования с князем разрешалось только католикам. Католики освобождались от налогов и множества других повинностей (за исключением некоторых военных).


1413 год, Городло. Выходит один из известнейших – Городельский привилей. Документ издан от имени короля Польши Ягайло и великого князя литовского Витовта. Основанием выхода явилось поражение Тевтонского Ордена от совместных войск Королевства Польского и ВКЛ (1409-1411гг). За оказанную помощь в борьбе с Орденом ВКЛ принимает Городельскую унию, в рамках которой и появился данный привилей.

В соответствии с документом, объявляемые права распространялись исключительно на католиков. Более того, в документе отдельно подчеркивалось, что его действие не распространяется на православных. Дворянам православным запрещалось иметь свой герб – это являлось привилегией католиков. Католическая церковь бралась под патронат государства. Отдельно оговаривалось положение о браке: «своих дочерей, сестер и близких своих названные бароны могут выдавать замуж только за мужчин католиков». Русское дворянство, кроме ограничения в других правах, лишалось права на продолжение рода, при сохранении православного вероисповедания. Это (в том числе) привело к восстанию православных во главе со Свидригайло. Помощь в восстании мятежному князю оказывали Тверь, тевтонские и ливонские крестоносцы, а также наемники из разных государств.


1432 год, Городло. Вместо взбунтовавшегося Свидригайло на великое княжение литовское назначен Сигизмунд Кейстутович (младший брат Витовта). В результате, Ягайло, по согласованию с Сигизмундом, подписывает малоизвестный привилей 1432 года. По мнению Н.Якубовского, этот привилей в большинстве своем лишь подтверждал положения предыдущих. Требования православных удовлетворены не были, восстание продолжилось.


1434 год, Троки. Под давлением восставших, Сигизмунд Кейстутович подписывает привилей 1434 года, который подтверждает основные положения предыдущих, однако частично распространяет их действия и на православное дворянство. Восстание затихает, хоть о полном равноправии между православными и католиками речь не идет.
Вторая половина XV века – XVI век

Адепты версии «ВКЛ – еще одно русское государство» пытаются поставить тут точку на притеснении русских в Литве. Мол, с этого момента ВКЛ и становится «Литовской Русью», наступает «равноправие». Однако, это далеко не так! Даже не вдаваясь в тонкости «средневековой юриспруденции», стоит обратить внимание всего лишь на несколько моментов (из множества других), говорящих о лживости этого подхода.


I

Большинство последующих привилеев лишь подтверждали, в той или иной мере, предыдущие, и, по сути (в контексте рассматриваемого вопроса), являлись договорами между дворянством и новым правителем ВКЛ или малообъемными уточняющими документами: 1447 год – Казимир (кроме прочего, юридическое оформление крепостничества), 1492 год – Александр (кроме прочего, дополнительная поддержка католической церкви), 1506, 1522 и 1529 годы - Сигизмунд I (последний снова подтверждал, что должности будут раздаваться только католикам – подробнее ниже).


Немаловажно и то, что с 1529 года начинают действовать статуты ВКЛ – своды законов великого княжества, и дальнейшие привилеи играют второстепенную роль: 1547, 1551, 1563, 1564, 1565 и 1568 годы - Сигизмунд II Август. Стоит помнить, что термин «статут» встречается и до 1529 года, однако, ранее он означал совокупность всех привилеев и других нормативных актов, выпущенных великим князем литовским, а после 1529 года – это именно свод (кодекс) основных законов государства.


II

Cтоит вспомнить о знаменитом мятеже Глинских 1508 года. Безотносительно причин его возникновения и последствий. Безотносительно личности самого Михаила Глинского и правдивости или ложности его утверждения о намерениях литовской знати насильственно обратить всех православных в католичество - именно это заявление позволило привлечь на сторону мятежников большое число русских людей. Именно оно сыграло не последнюю роль в принятии великим князем московским Василием III решения поддержать Глинских.

Однозначно, если бы православные не ощущали угнетения по конфессионально-этническому принципу, никакие «слухи и сплетни» не заставили бы подняться против удовлетворяющей их власти. Подобные заключения можно встретить у именитых (и не очень) историков. «Борьбой русских и литовских начал в ВКЛ, выраженной и в борьбе православия против насаждения католичества» – так или похоже называл мятеж Глинских не только Матвей Кузьмич Любавский – российский историк, ректор Московского Университета (1911-1917), но и «основоположник белорусской национальной историографии» Митрофан Викторович Довнар-Запольский, «один из основателей украинской историографии» польский шляхтич Владимир Бонифатьевич Антонович и – трепещите, о свидомые! - Михаил Сергеевич Грушевский[2]. Последний, наверное, в «представлении» не нуждается.


III

Особого внимания заслуживают несколько привилеев Сигизмунда I, выпущенных в 1522 и 1529 годах. Первый вышел под давлением литовской католической знати, и гласил, что назначение на высокий пост православного князя Острожского является исключением из установленных правил, и, после смерти Острожского, назначения подобного рода будут распространяться только на католиков. Привилей 1529 года сначала установил, что «должности воевод, каштелянов будут раздаваться только католикам», а позже Сигизмунд I полностью восстановил действие Городельского привилея[3]! Того самого, от 1413 года.


IV

Посмотрим от обратного. Если ВКЛ являлось «еще одним русским государством», если православные и католики были равны в своих правах, то для чего привилеем 1563 года Сигизмунду II Августу понадобилось отдельным положением утверждать это самое равноправие? Если до этого никаких ущемлений не было, то почему князь был вынужден, под давлением русского дворянства, гарантировать им равные права с католиками? Ответ очевиден – потому что, до 1563 года, как минимум, права русских в ВКЛ ущемлялись!

Тем, кто радостно потирает руки, увидев долгожданное равноправие, хочется напомнить, что данных о правах русских после привилея 1563 года почти нет. Но главное в другом - до Люблинской унии 1569 года оставалось всего 6 лет! Всего шесть лет до предстоящих аннексий Королевством Польским большинства территорий ВКЛ. Надо иметь очень богатую фантазия, чтобы из этого мгновения, по меркам истории, раздуть «еще одно русское государство». А дальше… а дальше была уже Речь Посполитая! Следующая, не менее трагическая, страница в истории притеснений русского народа.

Заключение

Так что же, еще одно «свое»? Еще одно «русское»? Разве может быть своим государство, ущемляющее тебя по этническому признаку? Своей может быть территория: область, город, село, дом. Эта территория может оказаться под властью другого, чуждого тебе государства, но это государство никогда не станет твоим, раз пытается тебя, в лучшем случае, ассимилировать; изменить в угоду себе твои, в том числе, культурные традиции. «Литовская Русь», как «еще одно русское государство» - вымысел пропагандистов. Причем вымысел пошлый, рассчитанный на неучей. Как видите, их «идеи» распадаются от одного взгляда на реальные, всеми признанные исторические факты.

Можно понять украинствующих отщепенцев, уже предавших своих предков – для них миф о ВКЛ, пусть ядовитая, но сладкая пилюля забвения. На фоне остальных свидомых перлов, Литва не самая страшная ложь. Но для адекватных людей поклонение перед теми, кто ущемлял несколько поколений пращуров – это унижение прежде всего самих себя, своего народа, своей истории.



[1] Чтобы не загромождать материал ссылками, укажем, что большинство информации почерпнуто из работы Н.В. Якубовского «Земские привилеи Великого княжества Литовского», Журнал министерства народного просвещения за апрель и июнь 1903 года, сенатская типография, СПб. В случае использования других работ, об этом будет сообщаться дополнительно. 
[2] Для особо жаждущих: Грушевский М. С. История Украины-Руси, т. 4., К.-Львов, 1907.
[3] М. Любавский. Очерки истории Литовско-Русского государства, М., 1911. Приложения, стр. 316, 317, 322.
  • +0.03 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!