Турция вернулась к нулевой точки в отношениях с соседямиАмериканский интернет сайт "Лоблаг" пишет: "Внешняя политика Турции в первые годы правления Партии справедливости и развития обладала стратегическим воззрением".
Основой этой стратегии было улучшение отношений со всеми соседними государствами с целью экономического развития Турции и роста регионального влияния Анкары. В то время Анкара стремилась к заключению исторического компромиссного соглашения с Кипром, нормализации связей с Арменией, выполнению роли посредника между Израилем и Сирией, а также экономическому сотрудничеству с Российской Федерацией. Турецкие дипломаты даже предприняли шаги для посредничества между Пакистаном и Афганистаном. Однако все эти позитивные действия прекратились, и "золотая эра" Партии справедливости и развития бесславно завершилась в 2010 году.
Что же произошло? Факторы, послужившие региональной изоляции Турции, следующие: разногласия с Израилем в связи с движением ХАМАС и сектором Газа; невнятная дипломатия в отношениях с Арменией; тупик в связях с Кипром. Анкара также поддерживала движение "Ихваноль Муслемин" в Египте, однако этот новый союзник был свергнут в результате военного переворота в Египте. Кризис "арабской весны" активизировал гражданскую войну в Сирии, что в конечном счете привело к серьезным трениям в отношениях Анкара-Москва и Анкара-Тегеран. Таким образом, к концу 2015 года, страна, которая когда то следовало курсу "минимализации трений с соседями", в настоящее время чаще всего конфликтует с соседями.
Однако видимо всех этих вызовов было не достаточно для Турции, которая также потерпела крах в мирном урегулировании проблем с курдами этой страны. Так, данная проблема переросла в один из сложнейших вызовов турецкого правительства. Финальный провал в мирных переговорах Партии справедливости и развития с курдами, ни только способствовало мятежу Рабочей партии Курдистана в юго-восточной области Турции, но и привело к эскалации ситуации в Сирии, в особенности в сфере борьбы с террористической группировкой ДАИШ. Сразу же после начала гражданской войны в Сирии, курды Турции немедленно установили тесные связи с сирийскими курдами. Партия справедливости и развития быстро поняла, что развитие и распространение курдских автономий в Сирии может привести к укреплению Рабочей партии Курдистана, а также активизировать сепаратистские настроения среди курдов Турции.
Было не случайно, что
шаткий мир Турции с Рабочей партии Курдистана был разрушен именно в тот момент, когда сирийская ветвь РПК - PYD (партия сирийских курдов "Демократический союз") вступила на арену действий в качестве важного и эффективного игрока в борьбе против ДАИШ. Сирийские курды PYD получил логистическую и военную помощь от Соединенных Штатов Америки. Многие группы воюют с ДАИШ, однако сирийские курды пользуются особым вниманием Вашингтона. С другой стороны, Турция с 2015 года не была эффективным членом антиигиловской коалиции. Такая пассивная позиция Турции (в качестве единственного мусульманского члена НАТО) в борьбе против ДАИШ способствовала ухудшению имиджа Анкары в западной прессе.
Правительство Обамы решило вопреки недовольству Турции поддержать курдов Сирии. Условия для Турции еще более усугубились, когда и Москва стала поддерживать курдов. Такая поддержка со стороны российских властей выглядела как акт мести за то, что турецкие ВВС в конце 2015 года сбили российский бомбардировщик. В результате, к 2016 году Турция превратилась в страну, полностью изолированную в регионе. К тому же, Турция столкнулась с еще одним беспрецедентным случаем - в то время, как сирийские курды пользуются военной и логистической поддержкой Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации, повстанцы РПК на территории Турции не собираются успокаиваться перед нажим местных властей.
Все эти факторы привели к тому, что Турция посредством улучшения отношений с Россией и Израилем искала путь положить конец региональной изоляции. Именно в тот момент, когда турецкие власти пытались наладить отношения со своими прежними союзниками, в Стамбульском аэропорту произошли теракты. Всего за несколько дней до этих терактов, Турция подписала соглашение о нормализации связей с Израилем, и именно в тот день, когда СМИ опубликовали письменные извинения Эрдогана в адрес Владимира Путина, боевики ДАИШ взяли на себя ответственность за нападение на стамбульский аэропорт. Спустя несколько дней стало ясно, что боевики ДАИШ были выходцами из Южного Кавказа и Центральной Азии. Эрдоган мгновенно воспользовался этим обстоятельством и объявил, что ДАИШ против улучшения регионального положения Турции.
Очевидно, что посредством улучшения связей с Израилем и Россией, Эрдоган пытается возродить региональный статус Турции.
Важным моментом для возвращения Турции с деспотического курса было возвращение к мирным переговорам с РПК. Террористическое нападение на Стамбульский аэропорт должно помочь Турции в противостоянии с важнейшей угрозой национальной безопасности. Хотя Рабочая партия Курдистана является серьезным вызовом для Анкары, однако Партия справедливости и развития в недалеком прошлом доказала возможность региональной беседы с курдами. Как бы то ни было, нет ни единого фактора, оправдывающего сотрудничество с ДАИШ. Нет ни единого истинного процесса в борьбе Турции против ДАИШ, разве что Анкара сосредоточится на перемирии с РПК. Лишь при таком раскладе, Анкара может осознать, что ДАИШ является серьезной угрозе национальной безопасности Турции
--