Ночной Бомбардировщик У-2
79,327 110
 

  Бомбардировщик Ночной ( Слушатель )
29 авг 2016 16:55:07

Украинская автокефальная. Инструмент для Русского Раскола

новая дискуссия Статья  370

Украинская автокефальная. Инструмент для Русского Раскола



Процессы развития обществ и государств часто приобретают характер противоестественный, навязанный извне. В большинстве случаев, это связанно с покорением тех или иных территорий, на которых проживает население, далекое (в культурном, ментальном и прочих смыслах) от завоевателя.

Существовали исключения, когда с присоединенными народами выстраивались взаимовыгодные отношения, не покушающиеся, в первую очередь, на их культуру и религию - в этом случае, вместо «завоевания» будет уместнее использовать термин «объединение». Однако, в большинстве случаях покорители пытались «через колено» ломать население завоеванных территорий, перестраивая их под себя, лишая идентичности, доставшейся от предков. Подобными методами пользовались не только внешние агрессоры, но и захватчики внутренние – «внезапно» осознавших себя «иными» …

Религия часто играет консолидирующую роль в обществе, соединяя воедино не только связанное непосредственно с вероисповеданием, но включая и другие культурные, исторические, мировоззренческие и т.д. аспекты. Именно поэтому, агрессоры, старающиеся искусственно оторвать часть народа, в первую очередь стремились ударить по Церкви. Это наглядно демонстрирует Украина. Причем не только сегодня.

В нашем распоряжении оказался любопытный документ 1919 года, выпущенный «Радой Народных Министров» «Про вищий уряд Української автокефальної православної соборної церкви», из которого видно, что и тогда инициатива раскола принадлежала не народу, а насаждалась принудительно государством, принимая новообразованный «осколок» на содержание худого бюджета.


Отщепенцы

Во все времена, как только Малороссия оказывалась оторванной от остальной Руси, «новые хозяева» атаковали Православную Церковь, пытаясь создавать местечковые, узкотерриториальные «церквушки». Главной целью было отделить завоеванное население от общих корней с северо-восточными русскими. Выставить оккупированные территории несвязанными со всей Русью.
Известны попытки Ольгерда (ВКЛ), после переезда митрополичьей кафедры из Киева во Владимир-на-Клязьме, санкционированного Константинопольским патриархатом, создать для завоеванных русских земель отдельную метрополию. Перманентное появление и исчезновение Галицкой метрополии. Всевозможные церковные унии, возникающие именно на этой многострадальной земле. И многое другое. Все подобные случаи представляют отдельный интерес, но в данном материале остановимся на более поздних событиях.

После февральской революции 1917 года, с ростом сепаратистских движений в некоторых губерниях Малороссии, поднимается вопрос о сепарации местной церкви от Московского Патриархата. Проводятся местечковые «соборы», «выражающие желания» иметь отдельную церковь. Эти решения и желания не только не поддерживались широкими массами населения – народ, в большинстве своем, вовсе не знал об их существовании.

В этом же году Синод Русской православной церкви декларирует свободное использование «малороссийского» языка в проповедях и в церковно-приходских школах, там, где преобладает понимающее его население. Для большинства народа, в те тяжелые времена, языковый вопрос стоял на одном из последних мест, однако узкая прослойка новоявленных элит настырно перла к «автокефалии», не обращая внимания ни на что. Теперь они требовали созыва некоего «Всеукраинского собора». Была даже создана «епархиальная комиссия» по его подготовке.

Как уже упоминалось, основной массе народа было не до церковных «автокефалий». Мало дела до них было и Центральной Раде. Хорошо известны слова Грушевского, на просьбу вмешаться в спор: «Обойдемся без попов!». Тогда церковные сепаратисты нашли себе союзника в лице… 3-го Всеукраинского войскового съезда! Вдумайтесь, резолюцию «Об автокефалии Украинской православной церкви» принимали военные. Почему? Потому что больше никто не захотел?



Софийская площадь в Киеве во время 3-го всеукраинского военного съезда. В центре С. В. Петлюра. В. К. Винниченко, М. С. Грушевский


Мизерную поддержку сепаратисты имели и в церковной среде. Против выступали как епископы РПЦ на Украине, так и рядовые священнослужители. Уже в ноябре 1917 года Союз приходских Церквей Киева обратился к Патриарху с призывом не допустить проведения Всеукраинского собора. Разобравшись в ситуации, Соборный совет во главе с Патриархом разрешил проведение собора в Киеве, однако, исключительно на канонических основаниях.

Деспот Дородницын

Комитет по созыву Всеукраинского церковного собора, образованный на 3-ем общевойсковом съезде, совместно с упомянутой ранее епархиальной комиссией по его подготовке образовали новый орган – Временную православную церковную раду. Возглавил раду один из главных инициаторов раскола - архиепископ Алексий (Дородницын).



Архиепископ Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын, 1858-1919гг) – в разное время был епископом Сумским, епископом Елисаветградским, епископом Чистопольским, епископом Саратовским и Царицынским. С 1914 года архиепископ Владимирский и Суздальский. Однако, весной 1917 года съезд духовенства и мирян епархии потребовал удалить архиепископа за «деспотическое управление и грубое обращение с духовенством». Инкриминировалась архиерею также связь с Г. Е. Распутиным.

После «изгнания» Дородницын приезжает в Киев, самовольно поселяется в Киево-Печерской лавре, и, как мы уже видели, пытается узурпировать церковную власть на Украине, объявив автокефалию. Возглавляемая им церковная рада рассылает по епархиям своих комиссаров, которые, ссылаясь на документы, подписанные Дородницыным, требуют прекратить поминовение Патриарха Московского, подчиниться воззванию об автокефальном управлении церковью, провести выборы на Всеукраинский собор и др.

За подобные деяния Дородницын был вызван в Москву, в Святейший Синод, но от поездки уклонился. В январе 1918 года он был извержен из сана – обратите внимание! - Всеукраинским церковным собором в Киеве за «непослушание священноначалию и нарушение канонов»! Это еще раз показывает, насколько идеи автокефалии были «популярны» в среде православных. Сама же жизнь Дородницына сильно напоминает «перипетии» другого, современного нам, «украинского священника», правда, последний зашел гораздо дальше извержения из сана – добрался до анафемы…

Несмотря на отсутствие внимания к церковным делам со стороны Центральной Рады, одна из структур «государства» - Генеральное секретарство внутренних дел – не только оказала поддержку «Церковной раде», но и назначило своего комиссара (некоего А. Карпинского), который своими указами запретил поминовение в молебнах российского войска, российской власти и предписал церковным властям иметь любые сношения с Патриархом Московским только через него. «Независимая» «церковь» управлялась указами комиссара…

Этот же Карпинский, выступая на открытии Всеукраинского церковного собора в Киеве в январе 1918 года, заявил: «У Собора только один путь — дать украинской церкви автокефальность». Как мы уже знаем, замысел сепаратистов тогда провалился.
В связи с наступлением Красной Армии, Собор приостановил свою работу, и возобновил ее только летом - осенью 1918 года, уже при Втором Гетманате под протекторатом Германии. Была предпринята новая попытка автокефалии – министр Лотоцкий призвал к независимости «украинской церкви» - однако, провалилась и она: Собор постановил, что церковь на Украине остается в юрисдикции Московского патриархата.

УАЦ, версия 1919


Поняв бесперспективность продвигать автокефалию как снизу – от народа, так и сверху – от церковных иерархов, уже следующее правительство УНР (т.н. Директория) в январе 1919 года принимает закон «Про вищий уряд Української автокефальної православної соборної церкви» (в некоторых русскоязычных источниках он именуется «Законом об автокефалии Украинской Православной Церкви и ее высшего правительства»)провозгласивший полную независимость УПЦ. Обратите внимание, «украинское государство» не «рекомендовало», не «призывало» и даже не «требовало». Оно – декларативно ввело раскол, игнорируя мнение прихожан и священников!
Предоставляем вашему вниманию документ в полном объеме. Но интересны будут лишь некоторые пункты. Картинки являются ссылками на полные изображения:




Обратите внимание:

В п.2 не только перечисляется состав «Синода» (по должностям) и объявляется необходимость созыва «Собора» внезапно появившейся «церкви», но и постановляется, что до созыва «Собора» членов Синода назначает «Высшее республиканское украинское правительство».

В п.4 заявляется, что на заседании «Синода» может присутствовать «представитель правительства», который должен «следить» и «объяснять», но может и «опротестовать» решения «Синода» перед «Радой Мiнiстрiв».

Все расставляет по своим местам п.5 (адаптация на русский – НБ): «Церковная власть Украинской Автокефальной Церкви, со всем ее руководящим составом, оплачивается средствами государственной казны, согласно штатам, установленным для них дополнительно». Независимая, блин…

Хотя, немного «независимости» можно найти в п.6 – он устанавливает, что УАЦ не имеет никакой зависимости от Московского патриархата. И снова, заметьте, «Украина – не Россия», «УАЦ – не РПЦ»! В законе нет ни слова про независимость от Папы Римского, пана Польского или Бубы Касторского – независимость для них «тільки від Москви».

Ну, и «контрольным в голову» - п.7 объявляет, что все решения Синода вступают в силу только после утверждения Правительством УНР.

Заключение

УАЦ не была признана в Православном мире. Как не были признаны позже (и до сих пор) различные ее порождения. Однако и до сих пор, каждому желающему оторвать Малороссию от остальной России, приходит в голову одна и та же мысль: оторвать украинских православных от единой РПЦ и организовать очередной «самостийный междусобойчик». Бог? Добро? Справедливость? Вряд ли эти слова в лексиконе украинских сепаратистов отражают заложенный в них смысл. Им больше понятны – и это прекрасно видно на практике – грех, халява и нажива. «Церковь» для них только инструмент. Способ достижения подлой цели.

Не обязательно быть большим знатоком теологии, чтобы видеть роль РПЦ для единства Руси. Не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы видеть куда направляют один из своих первых ударов сепаратисты. Но не вышло у Ольгерда, не получилось ни у Дородницына, ни у Петлюры. Не выйдет и у нынешних бесов.
  • +0.24 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!