Новые интересы- Дипломатия, Литература и Богословие.
Скажем так: учиться то учиться, а от службы в армии никто нашего героя не освобождал.
Посему- процесс обучения происходил параллельно- с помощью частных учителей, что в те времена было совсем не редким.
Учителем его стал Семен Егорович Раич, бывший также учителем Лермонтова и Тютчева. Раич изначально имел духовное образование, но сан священника не принял, поступив в Московский Университет, но будучи человеком изначально очень бедным, зарабатывал деньги на обучение будучи в течении 7 лет частным учителем Тютчева, живя в его доме. С 1815 в качестве "вольного слушателя" слушал лекции в Московском университете, который закончил сперва кандидатом юридического факультета по этико-политическому отделению — 20.2.1818, а затем магистром словесного отделения — 24.10.1822. По окончании Ф.И. Тютчевым курса поступил воспитателем к Андрею Николаевичу Муравьеву. И. С. Аксаков в «Биографии Ф. И. Тютчева» оставил о Раиче такой отзыв: «Это был человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывающий в мире идиллических мечтаний,... соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим, пылом и младенческим незлобием».
В феврале 1822 г. А.Н. Муравьев был определен к «архивным юношам» - архивариусом в Московский архив Коллегии иностранных дел. Но пробыл он здесь недолго, отец-генерал испросил его увольнения и походатайствовал о переводе его на военную службу уже в марте 1823 г. А 7 мая 1823 г. А.Н. Муравьев был зачислен в 34-й Егерский полк Второй армии, который располагался в Тульчине.
Далее – образование нашего юноши (не забывайте, что в 1923 году- ему только 17 лет), напоминало галоп, к счастью- весьма продуктивный из- за исключительно высокой собранности и работоспособности.
Получив в декабре 1823 г. чин прапорщика, он был затем определен в Харьковский драгунский полк…Но! В августе 1825 г. А.Н. Муравьев получает отпуск и отправляется в Крым, увидев который он «сделался поэтом». Здесь он «сошелся» с А.С. Грибоедовым, который был на 9 лет его старше.
Итак, вопрос: Что может делать в Крыму молодой офицер военной разведки, дипломат и поэт, переводчик с греческого и итальянского (а Муравьев- знал языки и переводил, и много переводил) при встречах со старшим товарищем из МИДа РИ (Отделение Восток) в течении трех месяцев? Да еще на территории Крыма? Серенады сочинять? Или ворон считать, любуясь закатами и лопая абрикосы? Ответ может быть только один – учеба и передача Опыта. Все остальное- так, мы тоже в перерывах языками треплем…
3 сентября 1827 г. прапорщик А.Н.Муравьев был «уволен от службы с повышением чина для определения к статским делам». С ноября 1827 г. по апрель 1828 г. он проводит в Москве и Подмосковье, занимаясь не только литературой. 9 апреля 1828 г. А.Н. Муравьев успешно сдаёт экзамены на юридическом факультете в Московском университете и получает аттестат. Но начавшаяся Русско-турецкая война подвигла его вновь вернуться в армию: религиозный смысл войны - борьба за освобождение единоверцев - был А.Н. Муравьеву особенно близок. 10 августа 1828 г. он был определен в ведомство Министерства иностранных дел с причислением к дипломатической канцелярии командующего Второй армии гр. П.Г. Витгенштейна.
Религиозное же образование Муравьева курировал старший брат Раича Фёдор Амфитеатров (будущий Филарет, митрополит Киевский и Галицкий).
Тут нужно сделать пояснение. В те годы было два Филарета.
Вышеупомянутый, в миру Амфитеатров, с 18 (30) апреля 1837 года митрополит Киевский и Галицкий. Член Святейшего Правительствующего Синода (1836—1842 годы).
Член Российской академии (1837). и Учитель и Наставник Амфитеатрова – в миру Дроздов, с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский, прозванный Московским Святителем.
Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.
портрет работы Владимира Гау 1854 года – Филарет (Дроздов)
На гравюре – Филарет (Амфитеатров). И если второй из них был Куратором обучения, то первый- не только куратором, но и старшим другом нашего героя.
Между двумя Филаретами имелась существенная разница, заключавшаяся в проблеме перевода Священного Писания с древнеславянского на русский язык.
Амфитеатров:
Русское наречие не может передать Священного Писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию всё то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению… Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нём Священного Писания.
Дроздов придерживался противоположного мнения, и Священный Синод принял затем его точку зрения.
Вот эта разница во взглядах Ученика и Учителя и сыграла затем очень важную роль в судьбе Муравьева. Запомним это – ибо важно.
После поражения Турции и заключения 2 сентября 1829 г. Адрианопольского мира А.Н. Муравьев решился исполнить давнее «желание сердца»: «пуститься в тяжкий и долгий путь, который всегда был моею целью - в Иерусалим». Впоследствии он вспоминал: «...в лагере под Адрианополем я решился ехать во Святую Землю, ибо эта минута была самая решительная в моей жизни; в то мгновение не рассуждал я ни о чем, и как бы внезапно посвятил себя и данный мне талант священной цели сего странствия, без всякого мудрования или каких-либо видов. Щедрою рукою вознаградил меня Господь, ибо все, что я ни приобрел в последствии, как в духовном, так и в вещественном, истекло для меня единственно из Иерусалима… Это была минута, едва ли не лучшая в моей жизни, за которую действительно сторицею получил я воздаяние»..
10 октября 1829 г. армейский разведчик, дипломат и богослов в возрасте 23 лет получил дозволение «предпринять путешествие в Иерусалим для поклонения Святому гробу Господню», и в последних числах декабря 1829 г. на военном корабле отплыл из Бургаса в Константинополь.
ЩАССС! Дозволение, видишь ли….
ПРИКАЗ он получил. Триединый: от Армии, от МИДа, от Священного Синода. Ибо готовили его много лет так, как в недавние времена Гагарина готовили. И Сфинксы- символ того, что данный Приказ был успешно выполнен.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.