Заветные ядерные слова
новая дискуссия
Аналитика
1.540
Подыграю в продолжение:
история о том, как с ядерной центрифугой СССР обскакал США, уже набила оскомину. Было за этим два ключевых момента:
1. В стране высокоразвитой механики не придумали ничего сверх механических подшипников. Результат: дикое трение, жор электроэнергии и проблемы с вакуумом. Центрифуги списали, как тупиковый подход. В проекте были лучшие ума как США, так и эмигрантов из Европы. Никто из них не вспомнил два слова "магнитная подвеска", хотя она была изобретена за 40 лет до того. В СССР вспомнили.
2. Обогащенный ураном-235 из центрифуги продукт надо высосать независимо от обедненного 25-м "шлака", чтобы подавать новые порции гексафторида. В СССР всунули в бешено врашающийся газ трубку Пито --- это Г-образная трубка с отверстием в горизонтальном отростке в сторону набегающего газа. Так что две трубки решали задачу непрерывной перекачки из одной центрифуги в следующую в каскаде. Казалось бы, что трубка газ в центрифуге так возмутит, что все обогащение насмарку. Напрягли умы, придумали. Американцы не доперли.
Если бы кто открыл рот и произнес всего 4 слова; "магнитная подвеска" и "трубка Пито", то реакция услышавших это была бы мгновенной и история ядерной центрифуги была бы совсем другой. Но все были в статусе зашоренной рудничной лошади и мысли были только как бы быстрее-быстрее.
И еще одна любимая классическая история:
В 46-м к Курчатову прибежал Исая Исидорович (Израилевич) Гуревич: "Надо строить реактор, все тормозит отсутствие учебника." Тут же нарядили Александра (Шурика) Ильича Ахиезера и Исаака Яковлевича Померанчука (Чука) писать книгу. Получилась "Теория гетерогенных мультиплицирующих систем". Заветных слов нейтроны и реактор в названии и быть не могло. Рукопись отдали Курчатову, а Ахиезер был назначен главным теоретиком в Харьковский физтех, кем и был 40 с гаком лет. Через короткое время его вызвали в Москву к генералу от Берии в ФИАН-е. За столом генерал, исскуствоведы в штатском и выписки из рукописи:
--- Что это такое?
--- Это уравнение диффузии.
--- А что это за треугольник?
--- Это лапласиан.
--- А что описывает это уравнение?
--- Зависимость от времени распределения нейтронов в зоне реактора.
--- А чем определяется диффузия?
--- Коэффициентом диффузии.
--- А почему его нет в уравнении? В вашем уравнении вообще никаких коэффициентов нет.
--- Да понимаете, удобно работать в безразмерных переменных.
--- Вы говорите о зависимости от времени, но где в уравнении t ? И что это за тау такое?
--- Да понимаете, удобно работать в безразмерных переменных. Вот тау и есть безразмерное время.
И т.д.и т.п. В-общем, вечером Шурика отвозят в гостиницу с охраной. Утром привозят обратно к генералу, кто дает ему билет на поезд в Харьков.
Как оказалось потом, искусствоведы были из отдела ядерного шпионажа самого Судоплатова. А шухер был из-за того, что все формулы из рукописи совпадали с такими же из совершенно секретных разведданных и у Судоплатова чуть понос не приключился --- а вдруг такая гигантская утечка из его отдела? Дело в том, что напрямую эти разведданные никогда никому не показывали. Но Курчатову удалось объяснить, что эти яйцеголовые везде думают одинаково и если переходят к безразмерным переменным, то и обозначения придумают одни и те же, и если решают одни и те же уравнения, то и ответы обязательно будут в одних и тех же функциях и опять же обозначения совпадут.
Так что Шурика отпустили подобру-поздорову, а вот книгу из осторожности издавать запретили. Рукопись на пишмашинке отпечатали в 6 экземплярах, которые на день выдавали из спецхрана.
Прошло 55 лет, и книга таки была Энергоатомиздатом опубликована уже под названием "Теория мультиплицирующих нейтронных систем (реакторов)". Значит в спецхране или сама рукопись, или прохудившийся насквозь машинописный экземпляр сохранились.
Но тогда, в конце 47-го, тот же Гуревич опять побежал к Курчатову: "Ну нет в стране ни одного учебника ядерной физики. Давайте вымараем все, что имеет отношение к реакторам, и издадим остальное". Чук на новость отреагировал: "А как же её теперь назвать?". На что Гуревич ответил: "А помните "Некоторые вопросы марксизма-ленинизма" Сталина? Назовите "Некоторые вопросы теории ядра" ". Но книга в народе называлась "Ах помер" и по ней сдавали один из экзаменов теорминимума Ландау (и мне пришлось). Книга была уникальна по ясности изложения, но в ней был очень странный набор материала и как учебник для студентов она была зубодробительной.
А Шурик Ахиезер этой историей гордился и и любил её рассказывать. Слушать его было сплошным удовольствием: дамы кругом или не дамы, но каждое второе слово в его речи неизменно было междометием из его необыкновенно цветистого набора, которые ясность изложения поднимали на недосягаемую высоту.
И еще о странном отборе материала. Может я об этом здесь и писал, простите за повтор. Но в 65-м вышла переводная с китайского "Физическая механика" Сянь Сюэ-сеня. Я её полистал в "Научно-технической книге" на Петровке и не купил: какой-то странный компот, и ни по одной теме на учебник не похожа. Через лет 10 уже в родном институте увидел на полке библиотеки и рука к ней потянулась. И стоявший за спиной старший товарищ, прошедший через Арзамас-16, вдруг сказал: "Занятная книга. В ней собрано по физике все, что надо знать, чтобы делать атомную бомбу. Китайцы знают все." Меня это поразило вусмерть: для кого-то странный набор материала, а для другого он говорит больше томов донесений спецслужб.
Отредактировано: Dobryаk - 13 сен 2016 в 13:14