Выбор России: текущая политическая ситуация
30,462,711 122,077
 

  Lange ( Практикант )
20 сен 2016 16:37:42

"Метод Хэйра": как распределяются места в Госдуме по итогам выбора

новая дискуссия Статья  6.539

18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Государственной думы РФ седьмого созыва. По предварительным данным ЦИК России, в нижнюю палату парламента по федеральному округу прошли четыре партии, представленные в прошлом созыве: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

О том, как распределяются места в Госдуме, — в материале ТАСС.

Сколько мест в Госдуме?

Госдума РФ состоит из 450 депутатов, срок полномочий созыва — пять лет. Выборы в нижнюю палату парламента проходят по смешанной системе, при которой половина депутатского корпуса избирается по спискам партий, другая половина — по одномандатным округам.

Проведение выборов регулируется федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года и "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" от 22 февраля 2014 года.

Кто допускается к распределению мандатов?

Согласно федеральному закону "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации", по итогам голосования в Думу проходят партии, чьи федеральные списки кандидатов получили пять и более процентов голосов избирателей. При этом таких списков должно быть не менее двух и за них в совокупности должны отдать голоса более 50% избирателей.

При несоблюдении одного из этих условий к распределению депутатских мандатов допускаются и другие партийные списки. Так, если все преодолевшие 5-процентный барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные — менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

Однако на думских выборах в России эти два условия никогда не применялись. По предварительным итогам голосования 18 сентября 2016 года, четыре преодолевшие 5-процентный рубеж партии набрали в совокупности 86,9% голосов.

По одномандатным округам в Госдуму проходят кандидаты, получившие большинство голосов в своем избирательном округе.

Есть ли правила, по которым распределяют места?

Распределение думских мандатов между партиями осуществляется Центризбиркомом в соответствии с законом о выборах депутатов Госдумы. В основу распределения мест положен так называемый метод Хэйра, разработанный в 1855 году британским адвокатом Томасом Хэйром.

Сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент партии, делят на 225 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты — по одному — ЦИК передает партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д. до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовало больше всего избирателей.Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. 

Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Что такое парламентское и конституционное большинство?

Партия, получившая более половины мест в Госдуме, составляет парламентское большинство. Это дает ей возможность не только принимать федеральные законы без поддержки других фракций, но и определять состав руководящих органов нижней палаты и ее комитетов. Партия, получившая 2/3 мест (более 300 мандатов), формирует конституционное большинство. В этом случае она может самостоятельно, без учета остальных парламентских партий, принимать конституционные законы и некоторые поправки в конституцию. Помимо этого, фракция, обладающая 2/3 голосов, может преодолевать вето президента или несогласие Совета Федерации с тем или иным законом, принятым Госдумой. Конституционное большинство также может либо инициировать, либо заблокировать начало процедуры импичмента главе государства (инициатива об импичменте выдвигается не менее 1/3 депутатов).

С 1993 года, за всю историю Госдумы РФ, лишь "Единая Россия" смогла сформировать в нижней палате парламента конституционное и парламентское большинство (в 2007, 2011 годах).

Как распределились мандаты в Госдуме в 2007 и 2011 годах?


На выборах 2007 года "Единая Россия", список которой возглавлял президент РФ Владимир Путин, получила 64,3% голосов (44 млн 714 тыс. 241) и 315 мандатов. КПРФ досталось 57 мест (11,57%, или 8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР — 40 мандатов (8,14%, или 5 млн 660 тыс. 823) и "Справедливой России" — 38 (7,74%, или 5 млн 383 тыс. 639 голосов).

В 2011 году "Единая Россия" ухудшила свой результат: 49,32%, или 32 млн 379 тыс. 135 голосов, однако сохранила статус парламентского большинства (238 мандатов). Численность фракции КПРФ возросла по сравнению с предыдущим созывом почти в полтора раза — до 95 человек (19,19%, или 12 млн 599 тыс. 507). На третьем месте оказалась "Справедливая Россия" — 64 мандата (13,24%, или 8 млн 625 тыс. 522), на четвертом — ЛДПР с 56 мандатами (11,67%, или 7 млн 664 тыс. 570 голосов).

А что с итогами выборов-2016?

По предварительным итогам выборов 18 сентября 2016 года, по федеральному округу "Единая Россия" набрала рекордные 54,19% (28 млн 505 тыс. 334), по одномандатным округам провела 203 своих кандидатов. Таким образом, она может сформировать фракцию из 343 депутатов и получить конституционное большинство в Госдуме.

Представительство остальных парламентских партий в седьмом созыве существенно сократится. КПРФ, которая по предварительным итогам набрала 13,34% (7 млн 17 тыс. 134), может рассчитывать на 42 места с учетом семи своих кандидатов-одномандатников. На третьем месте с минимальным отрывом оказалась ЛДПР — 13,14% (6 млн 913 тыс. 642), которая может получить 39 мандатов с учетом пяти одномандатников. "Справедливая Россия", по предварительным данным, ухудшила свой результат по сравнению с 2011 годом более чем в два раза — до 6,22% (3 млн 278 тыс. 369). По одномандатным округам от "Справедливой России" были избраны семь человек, в результате она сможет рассчитывать на 23 места в седьмом созыве.

Еще две партии провели своих кандидатов в одномандатных округах. Ими стали лидер "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов и председатель партии "Родина", депутат Госдумы шестого созыва, член фракции "Единая Россия" Алексей Журавлев. В нижнюю палату также прошел один кандидат-самовыдвиженец — член фракции "Единая Россия" в Думе шестого созыва Вячеслав Резник.

http://tass.ru/elect…5028b4567/
Отредактировано: Lange - 20 сен 2016 16:40:58
  • +1.04 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
20 сен 2016 17:27:17

Правящая партия получила больше возможностей...
Связано это с тем, что большинство в Думе стало конституционным.
Вот и все, что изменилось в партийной политической системе страны...
Какие возможности есть у правящей партии в любой президентской республике?
Их много. Любой, кто утверждает, что Федеральное Собрание у нас - это формальность и фикция, врет. Нагло и основательно.
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
И?
Правящая партия правит представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Сейчас она для этого имеет больше возможностей...
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 7З
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Правящая партия должна иметь возможность влиять на субъекты Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Она эту возможность имеет.
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
И тут у правящей партии все хорошо.
Партийная политическая система в стране есть. И правящая партия есть.
И она сейчас может делать все, что захочет. Никто не вправе ей помешать. И не может помешать.
У президента есть право распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. И все.
Других законных способов влиять на представительный и законодательный орган Российской Федерации, где у правящей партии в Думе, не просто большинство, а уже и конституционное, у него нет.
Это же касается представительских и законодательных функций в рамках Федеративного устройства и Местного самоуправления.
  • +0.01 / 1
  • АУ