В документе, в частности, отмечается, что Беларусь подвержена внешним и внутренним шокам и колебаниям уровня доверия, а это может привести к кризису под воздействием макрофинансовых взаимосвязей. "Понижение (повышение) цен на энергоносители может снизить (повысить) темпы роста и уровень внешнеэкономической стабильности. Внешняя и внутренняя стабильность могут быть подорваны, если не будут урегулированы имеющиеся на сегодняшний день разногласия с Россией относительно цен на энергоносители", — подчеркивается в докладе персонала МВФ.
Оценивая потенциальные риски, эксперты фонда также делают вывод, что в случае нового существенного снижения курса национальной
валюты произойдет ослабление корпоративных и банковских балансов и уровня доверия домашних хозяйств, что обусловлено высокой степенью долларизации, несоответствием валютной структуры, ограниченным доступом к валютной ликвидности и значительными валовыми потребностями во внешнем финансировании, составляющими примерно 18 млрд долларов США (35% ВВП). В целом, по мнению экспертов МВФ, краткосрочные макроэкономические перспективы для Беларуси — продолжающийся экономический спад и устойчиво высокий уровень инфляции. В рамках базисного сценария (с частичными корректировками), который был представлен персоналом МВФ, темпы экономического роста, как ожидается, останутся отрицательными и в текущем году (минус 3%), и в следующем (минус 0,5%), а относительно скромное восстановление экономического роста начнется в 2018 году (плюс 0,5%). При этом процесс восстановления будет с запозданием следовать за аналогичным процессом в России, что объясняется более слабыми балансами и структурными препятствиями в Беларуси. Как ожидает персонал МВФ, уровень инфляции в Беларуси на конец декабря составит 13% в годовом выражении. Это почти на 1 процентный пункт больше, чем в предыдущем году, что в основном обусловлено снижением обменного курса и повышением тарифов на коммунальные услуги. В рамках базисного сценария предполагается, что инфляция на протяжении последующих трех лет будет оставаться в диапазоне низких двузначных показателей. В рамках сценария корректировки предполагается, что более эффективное осуществление экономической политики позволит снизить уровень инфляции примерно до 6% к 2020 году. Напомним, газовый спор между Беларусью и Россией длится с начала 2016 года.
Минск настаивает на снижении стоимости российского газа, Россия с этим не согласна и обвиняет белорусскую сторону в нарушении контракта. Для стимулирования погашения долга Москва в третьем квартале сократила поставки нефти на белорусские НПЗ. В июне вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что к сокращению поставок привела недоплата белорусской стороны за поставленный природный газ. Он также подчеркнул, что Россия не увеличит поставки нефти в Беларусь, пока не будет погашен долг за газ. 20 сентября Александр Лукашенко назвал давлением со стороны России снижение поставок нефти в Беларусь из-за споров по цене на газ, а также поручил правительству оптимизировать участие Беларуси в интеграционных проектах.
ссылка