Новое движение за получение автономии
Прошло 70 лет после окончания «Окинавской войны». В этом году также отмечался день поминовения погибших в ходе битвы за Окинаву. Сейчас народ Окинавы, где расположены американские военные базы, объединяется в свете заявлений губернатора о том, что самоидентификация важнее идеологии. Более того, вновь появилась инициатива по получению автономии. Куда же пойдет Окинава, которую долго считали задворками основных японских территорий?
Протест против статуса японо-американской колонии«Базы не исчезнут до тех пор, пока мы находимся под контролем японского правительства, которое подчиняется США».
Об этом в ходе пресс-конференции в Национальном пресс-клубе Японии в Токио заявил профессор Университета Рюкоку Ясукацу Мацусима (Yasukatsu Matsushima). Г-н Мацусима является представителем Независимого общества изучения народов Рюкю, которое было образовано в 2013 году. Представители общества считают Окинаву японо-американской колонией. Цель общества состоит в «достижении независимости для народов Рюкю усилиями самих жителей Рюкю».
Движение за независимость Окинавы неразрывно связано с событиями 1879 года, когда японское правительство аннексировало автономный удел Рюкю и создало префектуру Окинава, а также 1972 года, когда Окинаву впервые после окончания Второй мировой войны вернули в состав Японии.
По словам профессора Женского университета Дзюнко Такахаси (Junko Takahashi), до 60-х годов идея о независимости острова состояла в том, чтобы уйти из-под контроля США и войти в состав Японии. Когда это все же произошло, начался процесс быстрой ассимиляции с основной территорией Японии. В итоге люди стали протестовать уже против вхождения в состав Японии. Местные жители стали требовать независимости, поскольку опасались, что национальная культура и традиции могут исчезнуть. Тем не менее тогда требования о политической независимости еще не звучали.
Все изменилось в 90-х годах. Американские военные базы остались на Окинаве и после окончания холодной войны. В 1995 году на Окинаве произошел инцидент, когда американские солдаты изнасиловали школьницу. «Под влиянием движений за независимость, которые возникли по всему миру после окончания холодной войны, [здесь] оформились требования о политической независимости, основанные на праве на самоопределение», — говорит профессор Такахаси.
В настоящее время группа под руководством профессора Мацусима пытается воспользоваться этими настроениями. В ноябре прошлого года на выборах губернатора Окинавы победу одержал Такэси Онага (Takeshi Onaga), который был против переноса американской базы Футэмма в Хэноко. Новый губернатор подчеркнул, что самоидентификация важнее идеологии. Его поддержала организация All Okinawa, которая объединила в себе консерваторов и реформаторов.
Прошлогодние выборы мэра города Наго, а также парламентские выборы явно продемонстрировали, что народ против переноса военной базы в Хэноко. На Окинаве крепнет убеждение в том, что жители Окинавы сами должны решать свои внутренние проблемы.
Политолог Сандзю Кан (Sanjyu Kan) говорит: «Окинава активизировалась. Проведя исторические исследования, они обнаружили свою идентичность. Скорее всего, на Рюкю распространится национализм».
«Для Окинавы предложение администрации Абэ о строительстве новой американской базы в Хэноко является типичным примером колониализма. Жители Окинавы чувствуют, что им придется самим заниматься обеспечением собственной безопасности», — отмечает писатель Масару Сато (Masaru Sato).
По мнению г-на Мацусима, All Okinawa воплощает в себе националистические настроения Рюкю. Также организация стала движущей силой движения за независимость.
Некоторые опасаются отделения от ЯпонииДвижение за независимость тесно связано с проблемой самоидентификации жителей Окинавы.
Профессор Такахаси говорит следующее: «Люди с основных территорий, которые ничего не знают о войне, не воспринимают американские базы с исторической точки зрения. Они считают их просто нежелательными учреждениями, с которыми можно установить нормальные отношения через механизм субсидий. Жители Окинавы совершенно не согласны с таким подходом. За требованием права на самоопределение, а то и независимости, возможно, стоит отчаяние, вызванное невозможностью отделиться от основной территории».
При этом некоторые эксперты указывают на то, что реальную ситуацию на Окинаве будет сложно прояснить, если сваливать образ мыслей местных жителей в одну кучу. Писатель Сэйдзи Накамура (SeijiNakamura), живущий в городе Наха, родился в Осаке. Но его родители из Окинавы. В 1996 году он переехал на Окинаву. С молодых лет он задавался вопросом о том, что формирует его личность. Г-н Накамура говорит о том, что слоган «самоидентификация важнее идеологии» объединил жителей Окинавы. С другой стороны, по мнению писателя, самоидентификация подобна легко воспламеняющемуся маслу.
Исторический факт состоит в том, что сами жители Окинавы во времена государства Рюкю силой подавили острова Яэяма и Мияко, чья культура и язык отличаются от распространенных на Окинаве. Если игнорировать эти отличия, то возникнет противостояние внутри самой Окинавы.
Некоторые также сомневается в том, что только жители Окинавы должны заниматься решением внутренних проблем.
В совместной работе с профессором Накамура социолог Синдзи Миядай (Shinji Miyadai) отмечает, что будущее Окинавы немыслимо без привлечения интеллектуальных резервов. Режиссер документального фильма об Окинаве Джон Джанкерман (John Junkerman) говорит: «Ответственность за проблему военных баз на Окинаве лежит не только на США, но и на правительстве Японии. Об этой проблеме должен задуматься японский народ, который избрал это правительство».
Ссылка