На прошлой неделе депутаты представили широкой общественности проект республиканского бюджета на 2017 год.
Возросший аппетит государстваДокумент вышел неоднозначным. Его есть за что критиковать, но и для похвалы повод тоже найдется. Одобрение в обществе вызвал относительно реалистичный взгляд чиновников на экономические реалии в будущем, что для плановой Беларуси является весьма нехарактерным. Чаще чиновники были склонны к чрезмерному оптимизму, а тут на тебе – и нефть по 35 долларов, и российский рубль к доллару ослабеет, и даже ВВП вырастет на скромных 0,2%.
С другой стороны, не очень радует желание чиновников наращивать доходы при сохранении видимой стабильности налоговой системы, что выливается в отмену налоговых льгот, возросший аппетит государства к штрафам и прочие прелести. Кроме того, проект бюджета обнажил для широкой общественности проблемы с обслуживанием государственного долга, о которых у нас вслух говорить не принято. Но давайте начнем по порядку.
Доходы республиканского бюджета в 2017 году должны составить 18,2 млрд BYN, что на 1% больше, чем годом ранее. Интересно, что при этом и налоговые, и неналоговые доходы сократятся: первые на 168,4 млн рублей или на 1,2%, вторые – на 273,1 млн рублей или на 9,2%. Совокупный прирост удалось обеспечить за счет роста безвозмездных поступлений – их запланировано аж на 65,9% больше, чем в этом году: 1,6 млрд рублей. Львиная доля таких поступлений (1,2 млрд) придет из других бюджетов Беларуси (а их у нас в стране больше тысячи). Фактически чиновники замаскировали недобор по налогам и неналоговым платежам в республиканском бюджете хитрыми межбюджетными трансфертами.
Если рассмотреть динамику доходов бюджета в процентах и более детализировано, мы увидим, что с налогами действительно все не очень хорошо. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности в будущем году сократятся на 23,9%, а налог на прибыль и подоходный налог принесут всего на 0,1% больше. Ощутимый прирост показали лишь налоги на товары (то есть НДС и акцизы) – на 8,6%, и обтекаемые «другие налоги и сборы» – аж на 16,8%. В целом ничего удивительного: сказывается кризис на внешних рынках, требования экономических союзов, в которых состоит Беларусь, падение доходов населения внутри страны и кризис в реальном секторе.
В таких условиях только и остается, что уповать на безвозмездные поступления. Другие бюджеты перечислят в республиканскую кубышку на 62,9% больше средств, чем в 2016 году, а иностранные государства – на 78,5% больше. Рост штрафов на 13,7% тоже вписывается в эту картину – штрафами можно добрать какую-то часть недополученных налогов. Хотя, конечно, плановый показатель по штрафам – это что-то такое, из Зазеркалья.
Режем образованиеС расходами тоже интересно. Всего государство намерено потратить из республиканского бюджета 16,7 млрд рублей, что на 2,4% больше, чем в 2016 году. Напомним, что доходы при этом выросли всего на 1%. Бюджет все равно сверстан с профицитом, но размер его меньше, чем в прошлом году.
Первое, что бросается в глаза – это сокращение расходов на образование на 20,9 млн рублей по сравнению с прошлым годом. Хотя в процессе обсуждения документа не раз подчеркивалось, что образование и здравоохранение – это наше все, и расходы по этим направлениям значительно вырастут. Впрочем, нужно признать, что государство по-прежнему старательно выполняет свою социально-ориентированную функцию: расходы на социальную политику в лидерах по сумме прироста – в будущем году они вырастут на 157,9 млн рублей. На втором месте здравоохранение – плюс 115,9 млн рублей.
Интересно рассмотреть динамику отдельных статей расходов. Значительное сокращение продемонстрировало обеспечение выборов и референдумов – минус 96%. Президентские выборы, напомним, прошли еще в 2015-м, в 2016-м выбрали Парламент, и в будущем году наконец-то обойдемся без формальностей. Сокращение расходов на средне-специальное образование на 45,7% отчасти объясняет нам, почему расходы в целом на образование сократились. Кроме того, меньше средств получит сельское хозяйство и предприниматели, финансирование которым из резервного фонда урезали на 34%.
В лидерах по темпам роста помощь семьям, воспитывающим детей (плюс 128,9%), а также всевозможные прикладные исследования и обтекаемые «другие вопросы». Например, другие вопросы в области ЖКУ вырастут аж на 143%. Интересно, что за вопросы? Субсидии для тех, кто в силу низких доходов не может сам оплачивать коммуналку? Меры по снижению себестоимости услуг ЖКХ? Узнаем в следующем году. Что за прикладные исследования в разных сферах, которые продемонстрировали рост на 37-124%, тоже сложно сказать. Хотелось бы верить, что это исследования, направленные на последующее реформирование отраслей. Но, как говорится, блажен кто верует.
Отдельного внимания заслуживает госдолг, обслуживание которого обойдется республиканскому бюджету на 23,6% дороже, чем в 2016 году. Нужно понимать, что и это еще не все – валютная составляющая государственного долга обслуживается не из бюджета, а из ЗВР, и на эти цели в 2017 году потребуется дополнительно 2,2 млрд долларов. Правительство уже анонсировало, что 1,86 млрд из этой суммы придется снова взять в долг – 360 млн на внутреннем рынке, остальное – на внешнем. Это говорит о том, что несмотря на внушительные платежи по госдолгу, его объем не уменьшится, и долговая нагрузка будет оставаться высокой еще не один год.
Выше мы рассматривали функциональную классификацию бюджетных расходов. Но существуют и другие варианты, например, ведомственная, которая показывает, какой объем финансирования из республиканского бюджета получит то или иное ведомство. Благодаря такому подходу можно сравнить, каким учреждениям в 2017 году больше всего урезали финансирование, а каким – наоборот: значительно увеличили дотации.
В списке аутсайдеров оказалось два банка: Беларусбанк, который получил на 154,3 млн рублей меньше, и Белагропромбанк, финансирование которому сократили на 34,6 млн рублей. Если вникнуть поподробнее, можно увидеть, что сокращение поступлений связано преимущественно с сокращением финансирования льготного жилья.
Также в серьезном минусе Минсельхозпрод (минус 261,6 млн рублей) и два облисполкома – Могилевский и Гродненский – которые недополучат соответственно 48,6 и 33,1 млн. В будущем году государство решило делать акцент на промышленности, здравоохранении и энергетике: соответствующие министерства в списке лидеров, они получат на 261,8 млн, 107,1 млн и 74,7 млн больше, чем в 2016 году. Ну и куда же без «социалочки»: ФСЗН получит на 159,7 млн рублей больше, а Минтруда и соцзащиты – аж на 261,8 млн рублей. И это абсолютный лидер нашего мини-рейтинга.
Выходит, что кризис, которого нет, на бюджете все-таки сказался. Государство недополучает налогов, но при этом не может решить проблему путем повышения основных налоговых ставок – ведь людям уже успели пообещать налоговую стабильность. Приходится вертеться, и это пока получается. Следующий год будет непростым, а в качестве утешительного приза населению полагается жирный социальный кусок бюджетного пирога: ряд бесплатных услуг и всевозможные денежные трансферты.
ссылка