Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,470,919 102,179
 

  Удаленный пользователь
04 окт 2016 19:05:26

Нефтяное побуждение к компромиссу

новая дискуссия Дискуссия  125

Нефтегазовое противостояние Москвы и Минска перешло в новую плоскость – в ответ на неуступчивость РФ по цене на газ Минск пошел ва-банк: пригрозил с 11 октября повысить стоимость транзита российской нефти в 1,5 раза. Подействует ли этот белорусский «аргумент» на союзника?



Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси от 28 сентября 2016 года тарифы на транзит российской нефти по территории Беларуси с 11 октября повышаются в среднем на 50%. Документ вступит силу, если в течение ближайшей недели сторонам не удастся найти компромисс по цене на газ для Беларуси.

Минск задействовал еще один рычаг
Отчаявшись добиться компромиссного решения по цене на газ, официальный Минск готов на отчаянные шаги – по сути, поставить крест на достигнутых договоренностях по условиям повышения тарифной ставки на транзит российской нефти, достигнутых с таким трудом в январе 2010 года. Напомним, что тогда после долгих споров сторонам наконец-то вместе с протоколом об условиях поставок российской нефти в Беларусь удалось подписать методику расчета стоимости транзита российской нефти через белорусскую территорию.
Эта методика действует следующим образом. АК "Транснефть" не позднее 15 ноября направляет в адрес белорусских трубопроводных организаций сведения о планируемых на следующий год объемах поставок нефти на НПЗ Беларуси и транзита. Беларусь в свою очередь до 25 ноября передает "Транснефти" на согласование планируемые размеры тарифов. Тарифы должны быть согласованы до 25 декабря, утверждены Минэкономики Беларуси до 15 января, введены в действие с 1 февраля.
В случае если договориться по размеру тарифов не удалось, то Минэкономики Беларуси вправе повышать действующие ставки тарифов на уровень среднегодовой инфляции, заложенный в прогнозе социально-экономического развития России, увеличенный не более чем на 0,03%.
Тарифы на транзит нефти по территории Беларуси должны утверждаться в российских рублях. При этом тариф рассчитывается на основании объемов прокачки российской нефти.
Методикой предусмотрено, что пересмотр тарифов должен носить плановый характер и производиться не ранее чем через 12 месяцев после предыдущего планового пересмотра. Внеплановый пересмотр тарифов может производиться при существенном изменении условий хозяйственной деятельности организаций трубопроводного транспорта Беларуси. При этом внеплановый пересмотр тарифов может производиться до 1 октября.
Данная методика работала почти 6 лет. Сторонам удавалось не конфликтовать, несмотря на некоторые противоречия. Например, в начале 2010 года белорусская сторона настаивала на увеличении тарифа на 25-30%, чтобы довести его до уровня, действующего в Украине, Польше, Чехии, Словакии. Однако Москва соглашалась на повышение лишь в пределах 10-11%. В результате тариф на транзит российской нефти через территорию Беларуси с 1 февраля был увеличен на 11% – до 4,3 доллара за тонну.
Последний раз тарифы на транзит нефти по Беларуси индексировались в предусмотренном методикой порядке с 1 февраля 2016 года.
Российская «Транснефть» уже заявила, что внеплановое повышение тарифов на услуги по транспортировке российской нефти через территорию Беларуси является нарушением межправсоглашения, поскольку ни АО «Гомельтранснефть Дружба», ни АО «Полоцктранснефть Дружба» не направляли в ПАО «Транснефть» запросы о внеплановом изменении тарифов на транзит российской нефти по территории Беларуси. О чем «Транснефть» уже проинформировало ФАС России.
Это мы уже проходили
В истории союзнических отношений Беларусь и Россия пережили несколько газовых и нефтяных конфликтов. Нынешний конфликт пока носит гораздо более «мягкий» характер.
В предыдущие годы нежелательное для Беларуси изменение условий поставок российских энергоресурсов всегда становилось поводом куда более жестких двусторонних конфликтов.
Напомним, 12 декабря 2006 года правительство России объявило об отмене с 2007 года льготного налогообложения экспорта нефти в Беларусь. Это было вызвано тем, что Беларусь не выполняла соглашение от 12 мая 1995 года, согласно которому Минск должен был перечислять России часть выручки от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.
Переговоры по заключению нового контракта зашли в тупик. С 1 января 2007 года поставки нефти в Беларусь начали облагаться стопроцентной российской пошлиной (в то время – 180 долларов/т). В ответ на это с 3 января белорусская сторона объявила о введении с 1 января 2007 года пошлины за транзит российской нефти по территории Беларуси в размере 45 долларов/т. Вслед за этим 5 января Гомельская таможня составила протокол о правонарушении на президента «Транснефти» Семена Вайнштока в связи с транзитом нефти без декларирования и уплаты пошлин, вызвав его в суд. 8 января «Транснефть» остановила прокачку нефти, заявив, что с 6 января Беларусь начала незаконный отбор нефти из трубопровода «Дружба».
Нефтяная блокада продолжалась три дня. Ни одна из стран — потребителей российской нефти (а конфликт ударил в том числе и по монопольным покупателям в Германии, Польше и Словакии) сильно не пострадала — у всех были свои запасы на экстренный случай. Но уже через 3 дня Минск вынужден был капитулировать. Во-первых, замаячил дефицит горючего на внутреннем рынке. Во-вторых, Минску дали понять, что он рискует лишиться главного рынка — российского. Тогда Россия прорабатывала возможность введения пошлин на белорусские товары, от экспорта которых в Россию Беларусь получает наибольший доход. В этот перечень вошли продукция сельхозмашиностроения, тракторы, автомобили и автобусы МАЗ, мясо-молочные продукты, мебель и т. д. Размер временных пошлин мог оказаться запретительным для белорусского экспорта.
Видимо, эти обстоятельства и вынудили А. Лукашенко позвонить В. Путину. Вслед за этим белорусский премьер-министр Сергей Сидорский публично сообщил, что президенты договорились о необходимости «принять решение, чтобы разблокировать вопросы поставок российской нефти через трубопроводную систему Беларуси в Европу и одновременно обеспечить поставки нефти для белорусских НПЗ»,
Беларусь отменила пошлину на транзит нефти. 11 января «Транснефть» в полном объеме возобновила поставки по «Дружбе». Вслед за этим 12 января 2007 года стороны подписали соглашение об условиях поставки нефти в Беларусь, которое и предусматривало льготные условия поставки.
Обострение нефтяного конфликта невыгодно ни Минску, ни Москве
В сегодняшнем нефтегазовом обострении отношений ближайших союзников у России гораздо больше козырей, чем у Беларуси.
Прежде всего, сегодня РФ имеет профицит мощностей по поставкам нефти на экспорт. Другое дело, что быстро переориентировать белорусский транзит нефти (а это – более 50 млн. тон нефти в год) на другие логистические направления российским нефтяным компаниям, у которых заключены долгосрочные договоры с европейскими потребителями, сегодня практически невозможно.
К тому же логистическое плечо доставки нефти в Европу через Беларусь — одно из самых эффективных. Поэтому существенное удорожание транзита (сразу в 1,5 раза) означает для российских экспортеров нефти не только существенную потерю прибыли, но и испорченный имидж поставщика в глазах европейского потребителя.
Для Беларуси нефтяной конфликт с Россией тоже невыгоден. Следует отметить, что реальной альтернативы поставкам российской нефти у Беларуси на данный момент нет. Кроме того, объявленный Россией секвестр поставок нефти в этом году создает серьезную угрозу для стабильной работы не только белорусских НПЗ, но и предприятий отечественной нефтехимии.
Наконец, монетизация нефтетранзитных отношений с Россией, чем угрожает официальный Минск, вряд ли способна покрыть потери, которые уже несет белорусская сторона.
Отметим, что в 2016 году Беларусь планирует получить от транзита российской нефти через территорию страны 150,5 млн. долларов, в 2017 году – 154,2 млн. долларов, в 2018 году – 163,1 млн. долларов, в 2019 году – 171,7 млн. долларов, в 2020 году – 179,2 млн. долларов. Эти цифры заложены в республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением правительства Беларуси №560 от 18 июля 2016 года.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.06 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!