АВИАЦИЯ и иные...
13,520,954 34,318
 

  osankin ( Слушатель )
10 окт 2016 03:24:53

Это называлось операцией "Призрак"

новая дискуссия Статья  412

Статья из "Коммерсанта" пятилетней давности. 
Автор статьи изучает, а фактически  буквальном смысле слова расследует, некоторые неизвестные моменты создания тяжёлого штурмовика, в будущем фронтового бомбардировщика, Су-24. 

"Это называлось операцией "Призрак"  31.10.2011

Цитата: ЦитатаТрофейная справка


То, что мне удалось получить копию документа о трофеях, было настоящим чудом. Правда, хорошо подготовленным заранее. Поработав в архивах, начинаешь чувствовать, что попало в общий доступ вполне закономерно, а что отдали на растерзание историкам и журналистам по недоразумению. Справка посольства СССР в Ханое "О работе спецгруппы советских специалистов по изучению американской военной техники" явно относилась ко второму разряду. И потому я заказал копию документа, как только увидел его название в описи вновь рассекреченных дел. Почему, изъяв у меня дело, мне отдали ксерокопию, было очевидным. Во времена Ельцина чиновникам было опасно нарываться на скандал с прессой, и директор архива сделал вид, что не заметил моего трюка.

Совершенно секретная в прошлом справка датировалась 14 марта 1967 года и была подписана первым секретарем посольства В. Звездиным:

"Отбор и изучение трофейных образцов американской военной техники, а также знакомство с тактикой боевых действий вооруженных сил США во Вьетнаме ведется группой наших военно-научных специалистов в соответствии с договоренностью между министром обороны СССР и министром национальной обороны ДРВ. О работе наших специалистов в этой области имеется принципиальное согласие Фам Ван Донга и Ле Зуана, которые неоднократно заявляли о готовности оказать нам помощь в изучении американской военной техники.

За период с мая 1965 г. по 1 января 1967 г. нашими специалистами было отобрано и направлено в Советский Союз свыше 700 различных образцов военной техники и вооружения США (по официальным вьетнамским данным — 417), в том числе части самолетов, ракет, радиоэлектронного, фоторазведывательного и другого вооружения. Кроме того, советские специалисты подготовили десятки информационных документов по результатам изучения как непосредственно образцов техники и вооружения, так и американской технической документации. О большой пользе проделанной нашими специалистами работы свидетельствует, в частности, то, что по ряду отобранных и изученных образцов принято решение ЦК КПСС о внедрении и освоении их нашей промышленностью (УРС "Спарроу-3", различная радиоэлектронная аппаратура, агрегаты самолетов и двигателей и т. д.), а многие информационные документы получили высокую оценку советского командования. Информация об изучении техники и тактики действий американской авиации, а также рекомендации о методах борьбы с ней передаются вьетнамским друзьям.

...

Сухой гимн
На первый взгляд документ ничуть не приближал к разгадке похищенного самолета. Но это только на первый взгляд.
Во-первых, истребитель с двумя пилотами не похищали до 1 января 1967 года. Иначе в справке что-то об этом обязательно проскользнуло бы. И это отсекало довольно значительное количество экипажей из имевшегося списка. Если еще оставлять только тех, кто исчез в Северном Вьетнаме, то оставалось пропавших на А-6 — 12 экипажей, на F-4 — 34 экипажа, на F-105 — 3 экипажа и на F-111 — 7 экипажей. Не бог весть какое, но сужение круга поиска.
Во-вторых, существовала спецгруппа во главе с полковником Колотильщиковым. Наверняка из спецслужб. Так что искать его и его людей мне показалось по меньшей мере бессмысленным.
...

Однако самым главным было другое: "По ряду отобранных и изученных образцов принято решение ЦК КПСС о внедрении и освоении их нашей промышленностью". Значит, если похищенный самолет или какие-то его элементы использовались у нас, на это должно быть решение Политбюро или секретариата ЦК КПСС. Решения Политбюро были недоступны. А вот картотекой решений секретариата мог пользоваться любой желающий. И я немедленно заказал все решения, касающиеся авиапромышленности. Я просто зрительно представлял себе, как возьму в руки карточку, где будут нужные слова. Но в картотеке на американский истребитель не было даже намека. Там вообще был какой-то странный провал в решениях с 1962-го по осень 1968-го. ЦК не мог не принимать решений по авиапромышленности. Так что получалось, что они рассматривались не в секретариате, а в Политбюро. Это был тупик.

Идей не было никаких. Ни ярких, ни блеклых. Пришлось вновь пытаться систематизировать все имеющиеся факты. Почему-то я вспомнил рассказ Степана Микояна о том, что КБ Сухого восстановили для копирования американского истребителя. Наверное, потому, что на одной из выставок увидел рядом модели F-111 и фронтового бомбардировщика Су-24, созданного в КБ Сухого. На взгляд непрофессионала, самолеты очень походили друг на друга. Ничего похожего ни на F-4, ни на другие самолеты из списка, кроме F-111, не было.

Из рассказов ветеранов власти я знал, что второй человек в партии и гроза аппарата ЦК КПСС Михаил Суслов ввел порядок, заключавшийся в том, что при подготовке любых решений ЦК всегда полагалось смотреть, что предпринималось в аналогичных случаях раньше. Сам Суслов считал, что уже опробованные способы — самые лучшие, и заставлял действовать так же и других. Так что, если американский самолет или его фрагменты копировали и если в принятии решения участвовал Суслов, делать это должны были, скорее всего, в КБ Сухого. Приходилось признать, что это очень хлипкая конструкция. Слишком много "если".

Но ведь никто не запрещал мне спросить об этом прямо у сотрудников КБ. Причем официально. Представитель пресс-службы согласился увидеться со мной без всяких условий: "Хотите что-то узнать об истории фирмы? Никаких проблем, приезжайте". Но как только он узнал, что меня интересует история создания Су-24, или Т-6-2, как он именовался до принятия на вооружение, настроение пресс-секретаря почему-то сразу же изменилось. Он почему-то очень не хотел, чтобы я занимался именно этой машиной.

Вначале он просто уговаривал: "Возьмите Т-4. Грандиозный проект, тяжелый бомбардировщик, мы сделали великолепную машину, а из-за интриг конкурирующих фирм, я имею в виду Туполева, проект зарубили. Вот это история!" Но я продолжал настаивать на своем. Пресс-секретарь тоже не унимался: "А чем вам не нравится Т-10, наша гордость? Вы же знаете Су-27. Истребитель века! Там столько замечательных историй. А как его делали палубным! Мы соберем людей, и они вам все расскажут. Дался вам этот Т-6. Самолет как самолет, ничего необычного". "Я читал,— говорю,— что его построили как-то невероятно быстро, в рекордные сроки". Мой собеседник как-то совсем сник, начал рассказывать об имевшихся до того наработках, а потом вдруг сделал мне необычное предложение: "Бросьте вы это дело. У меня есть другое предложение. Надо написать гимн нашей фирмы. Мы за это прилично заплатим". Пришлось объяснять, что я не поэт и ни при каких обстоятельствах не стану конкурировать со старшим Михалковым. В итоге мы ни о чем не договорились. Я не получил ни одного контакта участников проекта Т-6-2. Однако важнее было другое — ощущение, что найден нужный след. Неповторимое чувство близости добычи.


Операция "Призрак"


Точно такое же серое лицо, как у пресс-секретаря, было и у одного из бывших руководителей советского военно-промышленного комплекса, когда я перевел разговор с его славных дел на историю создания Су-24. Я точно знал, что на протяжении вьетнамской войны через его руки проходили все документы по авиационным делам. Вот только он явно не собирался радовать меня своей откровенностью. Но почему-то запирательство не доставляло ему самому никакого удовольствия. Причина была довольно забавной. Один из его бывших шефов — бессменный заведующий отделом оборонных отраслей промышленности ЦК КПСС Иван Сербин — любил говорить: "От журналистов пользы не бывает никогда. Сплошной вред. Поэтому, если к вам такой явился, дайте то, что он просит, и быстренько проводите его, пока он чего-нибудь лишнего не увидел и в своей газетке не расписал". Честно говоря, верилось в это слабо. Чтобы Сербин, которого в ЦК называли Иван Грозный, опасался ручной партийной прессы?
Но тем не менее товарищ, проверив, выключен ли диктофон, тихо сказал, что кто-нибудь, выполняющий завет Сербина, да найдется. И дал несколько фамилий и телефонных номеров.
Раскололся номер второй из этого списка. Произошло это как-то между прочим. Мы сидели с ним и обсуждали тему заимствований идей и конструкций в военной технике. Он рассказывал о том, какие оригинальные идеи увели у нас американцы. И как пришлось возиться с изменениями в системе ПВО, когда в Японию перелетел советский пилот Беленко на МиГ-25. Потом он порассуждал о том, насколько похож на этот "МиГ" американский F-15.
— Но мы же у них тоже угоняли самолеты,— говорю.
— Не без этого,— кивнул собеседник,— "Фантом" притащили ребята из разведки, это называлось операцией "Призрак". И еще этот... F-111 тоже добыли.
Кажется, по ту сторону океана в подобных случаях принято кричать: "Бинго!" Однако все дальнейшие расспросы не привели ни к чему. То ли он действительно был не в курсе деталей, то ли счел, что я получил ту малую толику, за которой пришел. Круг поиска сузился еще сильней. Но все равно в нем оставались истребители двух типов — "Фантом" и F-111 — и в общей сложности 38 экипажей. А может быть, было два истребителя и два экипажа?

Надо было найти людей из спецгруппы полковника Колотильщикова.

Евгений Жирнов
Отредактировано: osankin - 10 окт 2016 08:21:48
  • -0.03 / 17
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Н Н ( Слушатель )
10 окт 2016 03:41:12

"Коммерсантовским" журнашлюхам - простительно, вам, да еще на авиаветке - НЕТ! Как можно "обозвать" Су-24 - "фронтовым истребителем" и "тяжелым штурмовиком", не понимаю!Незнающий
  • +0.64 / 22
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
10 окт 2016 03:52:59
Сообщение удалено
OlegNZH_
10 окт 2016 05:01:42
Отредактировано: OlegNZH_ - 10 окт 2016 05:01:42

  • +0.02
 
 
 
  Н Н ( Слушатель )
10 окт 2016 04:01:15
Сообщение удалено

10 окт 2016 05:01:42

  • +0.00
 
 
  osankin ( Слушатель )
10 окт 2016 08:21:16

Это не "Коммерсант", это от меня. Ошибся, писал поздно, ошибся, поэтому спасибо за поправку. А то, что прототипы Су-24 изначально шли как истребители-бомбардировщики (штурмовики) тут не поспоришь. История его создания прописана достаточно подробно. Прочитайте тех же Марковского с Перовым.
  • -0.08 / 8
  • АУ
 
 
 
  Н Н ( Слушатель )
10 окт 2016 16:11:21

Прототипом истребителя Ту-128 был бомбардировщик Ту-24, но Ту-128 никто никогда бомбардировщиком не именовал. Су-24 создавался как фронтовой бомбардировщик на замену Ил-28 и Як-28, истребителя-бомбардировщика из него не делали. Вы, видимо плохо представляете себе разницу между этими классами машин, если допускаете такие терминологические ошибки.
  • +0.36 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  ZeD ( Слушатель )
10 окт 2016 16:57:12
Сообщение удалено
ZeD
10 окт 2016 21:01:42
Отредактировано: ZeD - 10 окт 2016 21:01:42

  • +0.03
 
 
 
 
 
  Н Н ( Слушатель )
10 окт 2016 17:30:06
Сообщение удалено

10 окт 2016 21:31:43

  • +0.05
 
 
 
 
 
 
  KonOnOff ( Слушатель )
10 окт 2016 18:27:46
Сообщение удалено

10 окт 2016 22:31:42

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
  Н Н ( Слушатель )
10 окт 2016 19:44:07
Сообщение удалено

10 окт 2016 23:46:42

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
  KonOnOff ( Слушатель )
10 окт 2016 20:01:38
Сообщение удалено

10 окт 2016 21:01:42

  • +0.00
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
10 окт 2016 17:22:08


С научной точки зрения Осанкин прав. История создания фронтового бомбардировщика СУ-24
очень причудлива. Изначально он назывался Т-58М, затем Т-6, а в серию пошел как СУ-24.
Постановление Совета Министров от 24.08.1965 года № 648-241 называлось "О создании
самолета-штурмовика Т-58М". При этом первоначальный вариант Т-58М создавался на базе
Т-58, а это СУ-15. Вот такая вот заковыка.
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  ZeD ( Слушатель )
10 окт 2016 17:27:29
Сообщение удалено
ZeD
28 окт 2016 12:39:06
Отредактировано: ZeD - 28 окт 2016 12:39:06

  • +0.02
 
  перегрев ( Практикант )
10 окт 2016 19:10:19

"И поручило сделать так, чтобы кассеты с шариковыми бомбами можно было долгие годы хранить на складе. В результате кассету пришлось сделать прочнее и герметичней. И храниться она могла десятилетиями. Но вот раскрываться стала в полете довольно плохо. И на испытаниях в присутствии первого лица военно-промышленного комплекса страны Дмитрия Устинова кассеты с трудом открылись, а шариковые бомбы вместо того, чтобы лететь на головы условного противника, начали колотить в обшивку самолета. К счастью, они не взорвались.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1803143"Веселый
За ссылку спасибо, читаю с интересом, но вот этот пёрл как-то резко резанул...
  • +0.26 / 2
  • АУ