ВМФ/ВМС
18,022,663 45,764
 

  W1W ( Слушатель )
21 окт 2016 21:26:42

Забытая победа

новая дискуссия Статья  430

 

Приближается памятная дата одной из неизвестных побед Советского флота. В этой битве сошлись 6-й флот США и ныне возрождаемая 5-я оперативная эскадра ВМФ СССР, на просторах Средиземного моря. И хотя в той битве не было сделано ни одного выстрела, это ни сколько не умаляет её значение, ведь в любом военном конфликте главное не то, сколько человек убито или сколько кораблей потоплено, а важно за кем осталось поле боя, кто выстоял, а кто оставил позиции и признал поражение. В той битве самый сильный флот, самой мощной морской Империи бежал с поля боя, официально признав своё поражение перед Флотом ВМФ СССР.
 
Именно тогда, Глава Комитета начальников штабов США, адмирал Томас Мурер, на английском матерном объяснил администрации президента США, что они доигрались и через несколько часов весь их 6-й флот превратиться в объекты для дайвинга;
После этого, Президент США Никсон звонил Генеральному секретарю СССР Брежневу и  просил дать немного времени на отвод кораблей;
Несколько часов спустя, три авианосца США в сопровждении своих кораблей конвоя, выжимая всю мощь из  силовых установок, на максимальном ходу улепетывали в направлении Гибралтара на выход из Средиземного моря.
 
Дело было во время так называемой "Войны Судного дня" в конце октября 1973 года.
 
Начальник штаба ВМС США адмирал Э. Зомуолт в связи с этим писал: «Сомневаюсь, чтобы крупные соединения американского военно-морского флота когда-либо после окончания Второй мировой войны попадали в столь напряженную ситуацию, в какой оказался 6-й флот в Средиземном море в первую неделю после объявления боевой готовности».
 
Перед этим, в ночь с 24 на 25 октября Р. Никсону было направлено послание Л. И. Брежнева, с предложением направить в Египет под эгидой ООН совместный Советско-Американский воинский контингент. В сообщении ясно давалось понять, что если Вашингтон отклонит предложение, то Советский Союз раскатает Армию Израиля тонким слоем по пустыне.
 
Утром 25 октября, после ночной встречи кабинета, Р. Никсон сообщил, что предложение о посылке Советских и Американских воинских контингентов является неприемлемым в данных условиях. Для усиления своей позиции Президент потребовал скорейшего перемещения АУГ во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди», все еще находящемуся к западу от Гибралтара, и АУГ с авианосцем «Франклин Д. Рузвельт», чтобы присоединиться к авианосцу «Индепенденс» в восточном Средиземноморье. Распоряжения отдавались с целью усилить морскую поддержку и форсировать воздушные перевозки в Израиль, а так же как мера по противодействию возможной высадке советского десанта в Египет.
 
В 1:25 25 октября, Объединенный комитет начальников штабов (JCS) отдал приказ АУГ, во главе с авианосцем «Франклин Д. Рузвельт» - на полной скорости идти в восточное Средиземноморье, так же АУГ во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» - было приказано пройти Гибралтарский пролив и идти в восточное Средиземноморье на полной скорости для присоединения к 2-м АУГ.
 
После этого всё и завертелось. 26 октября  5-я оперативная эскадра (ВМФ СССР) создав пять корабельных ударных групп (КУГ) начала проведение учений против АУГ и десантных соединений  в восточном Средиземноморье, используя фактические американские корабли как цели моделируемых нападений.
 
По заключению адмирала У.Бэгли, «…русские разместили свои корабли и подводные лодки так, что они были способны нанести немедленный удар по нашим силам сразу с нескольких направлений».
 
И начали работать оружием (системами наведения оружия) по Амерским кораблям.
Помню как то в Оманском заливе, Эсминец Макаронников, долго не отвечал на запросы и наш командир приказал на пару минут включить АК-100, что тут началось! Заверещали сразу на всех известных языках!
Ощущения на столько не приятные, что во время Ирано-Иракской войны в Персидском заливе, в которой и мне довелось поучаствовать, Американцы прямо и официально заявили в 1986 году, что если какая сволочь будет работать по какому-нибудь их кораблю оружием, то немедленно получит пяток ПКР в борт без предупреждения.
 
Ну а потом, 30 октября Объединенный комитет начальников штабов (JCS) разрешил (Не приказал! т.е. раньше они запрашивали добро навалить от туда) всем трем авианосцам двигаться на запад и свободно маневрировать, что позволяло уходить от опеки советских кораблей. (Выражаясь понятным языком драпать, петляя как зайцы).
 
Как только стало ясно, что конфликт не будет иметь продолжения,  (т.е. за ними не погнались) Вашингтон дал приказ своим авианосцам оставить  районы развертывания  к югу от острова Крит и идти на запад. Этим  Белый дом бесспорно посылал Кремлю сигнал, что его силы возвращаются в обычное состояние. Силы 5-й эскадры начали рассеиваться 3 ноября.
 
С нашей стороны в операции было задействовано 90 судов, включая 43 боевых корабля, 21 подводная лодка, 5 кораблей специального назначения, 18 вспомогательных судов и 3 танкера.
 
Действия Средиземноморской советской эскадры оказались неприятным сюрпризом для американцев, об этом говорят большинство иностранных историков.
Стивен Киш писал: «… Роли ВМФ США и СССР в этот раз поменялись. Раньше, как это было в ходе Кубинского кризиса, США наслаждались абсолютным военным превосходством и были в состоянии добиться своих целей только использованием обычных (неядерных) вооружений. Но в 1973 г. Cоветский флот оказался в состоянии развернуть в Средиземном море силы, превосходящие 6-й флот США… Глава Комитета начальников штабов адмирал Томас Мурер в жесткой форме поставил в известность администрацию президента США, что 6-й флот не имеет преимущества над Cоветскими силами и потерпит поражение, если ему придется вступить в сражение с Cоветской эскадрой. США оказались в ситуации, когда им… пришлось объявить всеобщую тревогу… поднять противостояние на ядерный уровень, так как они не смогли противостоять СССР на уровне обычных вооружений. Таким образом, объявление тревоги было скорее признаком слабости, нежели утверждением силы».
Брэдфорд Дисмакс считал, что Советское руководство совершило еще один очень важный шаг в использовании морской силы: «Если можно считать, что во время Иорданского кризиса советский флот добился примерного равенства возможностей с флотом США, то применительно к периоду Октябрьской войны речь уже может идти о тактическом превосходстве…» Американский исследователь также считал, что прямым следствием этого успеха Советской стороны стала явная «перемена ролей». На этот раз ВМФ США, отказавшись от прежней активной роли, действовал очень осторожно. Район развертывания авианосных ударных групп 6-го флота оказался намного западнее районов действий в 1967 и 1970 гг. Третей ударный авианосец 6-го флота появился в Средиземном море только когда кризис достиг своего пика 25 октября.
Действия Cоветского флота в октябре 1973 г., напротив, были как никогда активными и решительными. Брэдфорд Дисмакс, проанализировав доступную информацию, допускал, что «Советы были готовы пойти на гораздо более значительный риск, чем прежде. Они использовали военно-морские силы в ситуации, казавшейся весьма угрожающей, и вели себя в кульминационный момент кризиса так, будто они считали 6-й флот эффективно нейтрализованным».
Барри Блечман писал: «Операции советского ВМФ в ходе октябрьской арабо-израильской войны продемонстрировали высший уровень управления военно-морскими силами на всех уровнях. Эти действия отличались профессионализмом, осторожностью и точностью в условиях непредвиденного хода событий...»
 
Брежневская эпоха застоя, говорите…
 
По материалам статьи Александра Розина «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море. »
Желающим почитать историю полностью: http://alerozin.narod.ru/oktovr.htm
  • +0.97 / 37
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!