Страна без границ: как будут грызть Украину«Что в огне потерял, отыщешь в пепле»
Из х/ф «Дуэлянт»К теме юридической зыбкости украинских границ обращались многие. И простые блогеры, и маститые юристы-международники объясняли, что правовых оснований для защиты своих рубежей у сегодняшней Украины нет. Однако каждый материал этой темы был посвящен своему направлению, которое авторы считали наиболее правильным и очевидным. Поэтому возникла идея консолидировать все факты, и рассмотреть на конкретном примере возможность потери государством территорий, без нарушения международного права.
Пример будет анализирован теоретический. Представим на мгновение, что – для большей наглядности – Россия решила предъявить права на часть украинских территорий. Для пущей фантастичности возьмем «исконно украинские» земли на западе страны. К примеру, такой «небольшой» четырехугольник с Червоноградом (бывший Кристинополь), Бельзом, Угновым, селом Варяж, городом Сокаль и еще несколькими населенными пунктами (ниже будет карта). Любое полноценное государство должно завопить о нарушении его границ – и Украина завопит, спору нет, но никто ей не сможет помочь. Никаких границ у Украины практически нет…
ПретензииДанная территория выбрана неспроста, а для более простого предъявления «территориальных претензий» (вопрос: зачем России такое «счастье» - опускается). Дело в том, что в 1951 году между Польшей и СССР был подписан, а позднее ратифицирован Сеймом и Верховным Советом СССР,
межгосударственный договор об обмене территориями. Указанные земли и были переданы Польской Республикой в состав Советского Союза.
Вот так выглядела эта территория на польских картах того времени (названия населенных пунктов польские):
Примерно так это смотрится на современных картах (нынешние названия населенных пунктов согласно Яндекс-картам):
Как видно ни УССР, ни тем более «Украина» к подписанию договора никакого отношения не имеет. Договор заключал Союзный Центр. К слову, и об «украинской исконности» этой территории не может идти речи, так как согласно договору, с указанных земель
отселялось польское население, то есть до этого там жили поляки.
После распада СССР правопреемницей Союза стала Россия. Желающие оспорить этот факт отсылаются к
сайту Конституции Российской Федерации, на одной из страниц которого, в том числе указано:
Цитата«13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР».
Итак, повод есть: земли получил СССР, Россия – правопреемница, территории принадлежат России. Претензия предъявлена. На этом фантастичность ситуации заканчивается, далее будут реалии, применимые как к данному случаю, так и ко многим другим.
Признание границПризнание границ осуществляется разными методами и имеет различную правовую базу, но фактически есть всего лишь две последовательные процедуры юридического оформления рубежей:
Межгосударственные (двух- или многосторонние) договора, описывающие отсутствие территориальных претензий и согласовывающие линии разграничения. Это называется международным
признанием государственных границ.
Следующая процедура - международное
установления границ, включающая процессы делимитации (обозначение на картах) и демаркации (обозначение на местности) границ.
Фактически эти условия Украиной не соблюдены. Подписанный в 2003, и ратифицированный в 2004 году, договор о признании границ не является основанием для международного установления границ. Во-первых, он фиксирует лишь часть разграничительных линий. Полного юридического оформления границ не произошло до сих пор, т.е. документа, регулирующего вопросы границы в полном объеме, нет. Во-вторых, рассматриваемый случай не подпадает под действие договора, т.к. у этих западных территорий никаких границ с Россией не существует.
В принципе, на этом можно было бы ставить точку. Границ нет – признавать нечего. Однако и юристы, и «юристы» часто любят ссылаться на косвенные доказательства признания границ – другие международные договора, в которых «подтверждена» и «гарантирована» территориальная целостность Украины. В качестве таких документов чаще всего приводят приснопамятный Будапештский меморандум, Большой договор и Договор о создании СНГ.
Возвращаться к «Будапешту», откровенно говоря, не хочется. Он уже прямо или косвенно разбирался многократно, к примеру,
здесь. Да и информационное поле в настоящее время изобилует ссылками на его ничтожность. Рассмотрим два других документа.
Большой договорПолное название документа: «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной». Основанием для признания границ является Статья 2 документа:
Цитата«Высокие Договаривающиеся Стороны […] уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ».
Любому ясно, что «существующие границы» должны быть полностью установлены в соответствии с международными процедурами, чего, как уже отмечалось, не произошло. Если кому-то этого недостаточно, есть и еще один
очень важный аспект.
В соответствии с
нормами международного права, в том числе Венской конвенции о праве международных договоров,
«нарушение международного договора [одной из сторон] дает право другим его участникам на выход из договора или отказ от него». Обратите внимание, не только «на выход», но и «на отказ». То есть фактически
на его неисполнение, без объявления о прекращении действия договора.
Все ли статьи договора исполняются украинской стороной? Нет ли оснований заявить о нарушении? Не будем анализировать все статьи – их много, и найти нарушений можно огромное количество. Любой может сделать это
самостоятельно. Очевидно, что достаточно и одного нарушения, но для «контрольного в голову» рассмотрим выдержки из нескольких статей.
С целью экономии времени, не будет комментариев к приводимым цитатам – каждому предоставляется возможность определить есть ли тут факт невыполнения.
Цитата«Статья 10. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны права и свободны на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам…».
«Статья 11. …принимают на своей территории необходимые меры […] для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости…».
«Статья 12. …обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.
…гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам […] свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.
…гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.
…будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку…»
«Статья 13. …развивают равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаются от действий, могущих нанести экономический ущерб друг другу. В этих целях, сознавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства…
…стремиться к согласованию своей финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики…
…будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между промышленными предприятиями при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны».
«Статья 14. …обеспечат благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц […], уделяя особое внимание развитию экономических связей приграничных регионов».
«Статья 15. …обеспечивают благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций другой Стороны, включая стимулирование и взаимную защиту их инвестиций…».
«Статья 16. …взаимодействуют, в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу…».
Пожалуй, достаточно, иначе можно переписать сюда весь договор. Что называется, невооруженным взглядом видно, как обеспечиваются права и свободы русских, происходит не подстрекательство к насилию, взаимодействие в ООН и т.д. и т.п. Очевидно, что фактов нарушения международного договора более чем достаточно. Следовательно, имеется полное право российской стороны
«на выход из договора или отказ от него».
СНГС самого начала этого небольшого исследования было указано на отсутствие у Украины правовых основ для оспаривания территориальных претензий. Имеются лишь косвенные… нет, не юридические основания, а скорее поводы погорланить, и те, как видно, безрезультатные.
Договор об образовании Содружества Независимых Государств так же является документом, на который любит ссылаться украинская сторона, для подтверждения территориальной целостности. В качестве «доказательств» приводится Статья 5 Договора:
Цитата«Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества.
Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества».
Как видно, единственный намек на какие-то гарантии происходит «в рамках содружества», из которого, кстати, Украина периодически то желает
выйти, то
передумывает. Но даже сохраняя номинальное членство, вцепившись зубами в это
«неприкосновенность существующих границ в рамках содружества», Украина не может отрицать
нарушения международного договора и в этом случае. Даже в приведенной уже 5 статье есть пункт об открытости границы и свободе перемещения граждан. Это запрет на въезд мужчинам в возрасте «от и до» открытость границ и свобода перемещений? Или желаемое введение визового режима?
Есть и другие статьи и, соответственно, другие нарушения. Не хочется отнимать время их цитированием. Стоит лишь напомнить, что в них имеются такие формулировки, как гарантия равных прав, вне зависимости национальности и политических убеждений, сохранение языковой и религиозной самобытности, и даже необходимость
«сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство». Есть там и очень много иного, что прямо нарушает украинское правительство.
Таким образом есть все основания для несоблюдения договора или, что актуальнее из-за его многостороннего характера, принудительного исключения Украины из Содружества. Вместе с этим и потери тонкого волоска надежды, на котором болтается
«неприкосновенность существующих границ».ЗаключениеРассмотренная ситуация, разумеется, нереалистична в данный момент. Прежде всего из-за отсутствия каких-либо претензий на указанные территории. Приведена она для того, чтобы стала очевидной неспособность нынешнего Киева защитить свои границы. Выход, вроде бы, прост – заключить полноценные договора, провести до конца делимитацию границ. Однако эта кажущаяся простота нереальна при бандеровской власти. Из-за Крыма, из-за Донбасса, из-а миллиона других причин.
Риторика нынешнего Киева, называющего Россию агрессором, может сыграть с ним злую шутку. Вдруг Россия устало махнет рукой и скажет: «Ну, ок, уговорил»? Как все могли убедиться, поводов и возможностей более чем достаточно. Если потом и возникнут «разбирательства» на международном уровне, они затянутся на годы, а этого вполне хватит на окончательную деукраинизацию - денацификацию этой территории. Благо повод есть и цель ясна...
Понятно, что проблема будет развиваться по нарастающей. Подключатся другие соседи. С этой точки зрения претензии Польши, Румынии, Венгрии и т.д. уже не выглядят такими беззубыми. Разгрызут! Нынешняя киевская власть – это смерть Украины. Факт известен давно, теперь он подтвержден и с точки зрения «государственных границ».