Существуют как минимум четыре финансовых причины, по которым белорусскому правительству желательно как можно скорее подписать новую программу.
Точка в переговорном процессе Беларуси с Международным валютным может быть поставлена уже в ближайшие месяцы. По информации БелаПАН, заседание совета директоров МВФ, на котором может быть рассмотрен вопрос о выделении кредита Беларуси, состоится в декабре 2016 года или в январе 2017-го. Белорусские власти хотят ускорить переговорный процесс, чтобы в ближайшие месяцы выйти на новую программу с фондом.
Документы почти готовы, осталось их подписатьОктябрь оказался сложным месяцем с точки зрения переговоров Беларуси с МВФ. С одной стороны, президент резко раскритиковал позицию МВФ по Беларуси, с другой — представители правительства и Нацбанка летали после этого в Вашингтон и уговаривали валютный фонд в готовности белорусских властей проводить рыночные преобразования в стране.
В результате, стороны договорились о том, что в ноябре фонд направит в Минск технические миссии для решения проблемных вопросов, которые в наибольшей степени волнуют белорусские власти. Речь идет о социальных последствиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также потенциальном росте безработицы в связи с реформированием сектора госпредприятий.
Ожидается, что технические миссии МВФ и Всемирного банка прибудут в Минск в ноябре. Во всяком случае, об этом белорусская сторона договорилась с представителями валютного фонда в октябре на полях осенней сессии МВФ и Всемирного банка, проходившей в Вашингтоне.
По информации БелаПАН, белорусская делегация, летавшая в Вашингтон, просила кредитора ускорить переговорный процесс с тем, чтобы стороны могли заключить новую кредитную программу в ближайшие месяцы.
В частности, по сведениям БелаПАН, белорусская сторона рассчитывает в максимально короткие сроки согласовать с МВФ проект Технического меморандума и проект Письма о намерениях — документов, которые являются основой для новой программы Беларуси с валютным фондом. Предполагается, что совет директоров МВФ может рассмотреть вопрос о начале новой кредитной программы с Беларусью в декабре 2016-го или в январе 2017 года.
Почему же белорусская сторона хочет как можно быстрее выйти на новую программу с валютным фондом?
Программа с МВФ: «плюшки» для БеларусиНа 2017 год белорусские власти имеют достаточно внятный план погашения старых долгов. Поэтому с этой точки зрения новый кредит с МВФ не имеет для Беларуси критического значения.
Вместе с тем, заключение новой программы с валютным фондом открывает для Беларуси ряд важных финансовых возможностей, которыми белорусские власти хотели бы воспользоваться.
По информации БелаПАН, белорусская сторона уже
обратилась к Еврокомиссии (ГИПЕР 119568)с просьбой о получении макрофинансовой помощи, которая традиционно сопровождает кредитные программы европейских стран с МВФ. Речь идет о сумме в 500 млн долларов.
Однако, как отмечают эксперты, знакомые с ходом переговоров, Еврокомиссия готова выделить Беларуси техническую помощь на структурное реформирование экономики и на оказание поддержки по вопросу вступления Беларуси в ВТО. Тема предоставления макрофинансовой помощи будет рассматриваться Евросоюзом с учетом политических факторов, к которым, в частности, относится вопрос соблюдения прав человека в Беларуси.
Вторая возможность, которая открывается у Беларуси в случае заключения новой программы с МВФ, — финансирование по линии Всемирного банка. Белорусская сторона рассчитывает привлечь на цели развития заем банка на 200-300 млн долларов (деньги могут быть выделены на реализацию структурных преобразований, заложенных в новую программу Беларуси с валютным фондом).
Помимо упомянутых «плюшек», которые может получить Беларусь в случае начала программы с МВФ, существует и другие причины для скорейшего сотрудничества с валютным фондом.
Белорусское правительство, в частности, волнует тема снижения страновых рисков, которые учитываются зарубежными финансовыми институтами при выделении кредитных ресурсов Беларуси. Сегодня наша страна находится в 7-й, наихудшей, группе стран по классификации кредитных рисков, которую ежегодно публикует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Как следствие, зарубежные финансовые институты, посредством которых отечественные предприятия привлекают кредиты для проведения экспортно-импортных операций, закладывают в стоимость выдаваемых ресурсов высокие страновые риски.
Белорусские власти рассчитывают, что в случае заключения новой программы с МВФ удастся улучшить позиции страны в классификации ОЭСР и тем самым снизить стоимость заемных ресурсов для отечественных предприятий.
Наконец, еще один канал влияния программы МВФ на Беларусь заключается в том, что от этого события зависят условия размещения государственных бондов среди зарубежных инвесторов. Белорусские власти рассчитывают в 2017-м занять 800 млн долларов на международном рынке капитала. По какой ставке удастся привлечь заемные ресурсы, зависит от наличия у Беларуси новой программы с МВФ.
Таким образом, существуют как минимум четыре финансовых причины, по которым белорусскому правительству желательно как можно скорее подписать новую программу с валютным фондом.
Два сценария развития отношений с МВФСтоит напомнить, что разговоры о новой программе с МВФ Беларусь ведет еще с 2012 года. Желание правительства активизировать переговорный процесс в 2015-2016 гг. эксперты объясняют сложным экономическим положением, в котором оказалась страна.
«В 2012 году, когда обсуждалась новая программа Беларуси с МВФ, белорусской стороне на фоне растворительного бизнеса казалось, что кризисные явления в экономике позади, и ничего менять не нужно. Сегодня очевидно, что и в России, и в Беларуси кризисные явления в экономике получили затяжной характер, и наше правительство, чтобы найти выход из этой ситуации, старается заручиться поддержкой МВФ», — считает научный директор Исследовательского центра ИПМ
Ирина Точицкая.
По мнению экономиста, подписать новую программу с МВФ в ближайшие месяцы правительству желательно в том числе и по вышеописанным причинам.
«Репутационные последствия, связанные с исходом переговоров с МВФ, не менее важны, чем деньги, которые мы хотим получить от валютного фонда. С репутационной точки зрения отсутствие положительного результата переговоров с валютным фондом будет нести негативный сигнал для внешних контрагентов», — полагает Ирина Точицкая.
При этом она считает, что продолжение переговоров с МВФ в 2017 году — возможный вариант развития событий. «И это не самое худшее — плохой сценарий реализуется в том случае, если переговорный процесс затянется на долгие годы, как это случилось с вопросом по вступлению Беларуси в ВТО», — отметила Ирина Точицкая в комментарии для БелаПАН.
Старший аналитик форекс-брокера «Альпари»
Вадим Иосуб согласен с тем, что в новой программе с МВФ правительство ищет возможности, которые могут способствовать экономическому росту в стране.
«Ни один план по экономическому росту за последние семь лет не был выполнен. В правительстве и Нацбанке работают люди, которые адекватно оценивают текущую ситуацию, хотят ее исправить и поэтому всячески пытаются зацепиться за новую программу с МВФ», — говорит Иосуб.
По его мнению, возможны два сценария развития отношений Беларуси с МВФ. Первый заключается в том, что президент даст негласное согласие на реформы, рекомендуемые МВФ, но при этом за все негативные последствия будут нести ответственность правительство и Нацбанк.
«Другой сценарий заключается в том, что власть усмотрит в реформах явную угрозу для социальной и политической стабильности, и на этом основании отвергнет новую программу с валютным фондом. На данный момент, поскольку впереди еще важные переговоры по наиболее чувствительным для Беларуси вопросам, сложно однозначно сделать вывод, по какому сценарию будут развиваться события», — резюмировал Вадим Иосуб.
ссылка