Каждая власть и революция только тогда чего то стоит, если может себя защитить.
Цитата: ЦитатаФормирование первых красноармейских отрядов в нашем городе происходило одновременно с расформированием частей старой армии. В начале марта 1918 г. в Нижний Новгород прибыл отряд Красной армии, сформированный в г. Полоцке из солдат III армии Западного фронта. Среди представителей армейского совета солдатских депутатов был М.С.Хомутов, который позднее вспоминал о встрече с нижегородцами: «В Нижнем Новгороде к нашему приезду скопилось большое количество офицеров, демобилизованных и бежавших из армии, а также местных запасных полков... Все они разгуливали по Покровке в полной форме с погонами и орденами и вели себя довольно вызывающе… Местная Советская власть переживала тяжелую полосу. Оборонцы, потерпевшие поражение в открытой борьбе, оказались в Советах в меньшинстве, но продолжали хозяйничать в большинстве учреждений города и саботировали все мероприятия Советской власти… Прибытие нашего штаба армии с большим количеством офицеров и крупного, хорошо вооруженного отряда нашей Красной армии местной буржуазией было истолковано по-своему. Людям, не знавшим обстановки последнего времени на фронте, не могло прийти в голову о возможности существования организованных и дисциплинированных частей новой Красной армии».
На площади перед зданием Городской думы около Нижегородского кремля был устроена торжественная встреча прибывших красноармейцев. Площадь, заполненная народом и красногвардейцами, буквально ревела от непрерывного «Ура!». После митинга и парада прибывшие красноармейцы по ул. Большой Покровской направились в отведенные для них Грузинские казармы. Впереди двигались кавалеристы. Среди толпы было много офицеров при всех регалиях: погонах, аксельбантах, орденах и шпорах. «Создавалось впечатление, - вспоминал М.С.Хомутов, - что мы попали в другой мир и, что здесь нет никакой революции. Разгоряченные митингом и такой наглостью офицеров кавалеристы на лошадях бросились на тротуары, начали срывать с офицеров все их регалии и бросать все это под ноги лошадям, а сопротивляющихся хлестать нагайками… После этого настроение в городе резко переменилось, прекратились разговоры о падении Советской власти и некоторая часть буржуазии начала платить контрибуцию».
В марте Военно-революционный штаб был ликвидирован. Для руководства военными силами был создан Нижегородский губернский военный комиссариат (Нижгубвоенкомат), а для борьбы с контрреволюцией – Нижегородская чрезвычайная комиссия (ЧК). Развернулись работы по созданию частей Красной армии в самом широком масштабе. Для этого в нашем городе были все необходимые условия – несколько казарм, большие интендантские склады, большое количество промышленных предприятий, изготовлявших значительную номенклатуру артиллерийского вооружения, инженерного и интендантского имущества, большой резерв промышленного пролетариата. Начался роспуск старой армии Нижегородского гарнизона.
23 марта 1918 г. на собрании городского партийного актива г. Нижнего Новгорода выступил председатель ВЦИК Я.М.Свердлов. Он сообщил о решении правительства использовать для строительства Красной армии военных специалистов старой армии. Поэтому в Нижнем Новгороде начался набор на военную службу бывших офицеров. В должности инструкторов они направлялись в красноармейские части. Уже в начале апреля в приказах по Нижгубвоенкомату фигурировали большие списки инструкторов.
25 – 26 марта 1918 г. в Москве под председательством М.В.Фрунзе состоялась конференция представителей губернских военных отделов Московского военного округа по вопросу организации Красной армии. Член коллегии Нижгубвоенкомата М.С.Хомутов сообщал, что в Нижегородской губернии «красноармейцев 1200 человек, из которых 70% обученных. При них 2 пушки и 10 пулеметов. Формируем новый отряд. Ежедневно записывается 30 – 40 – 50 человек, но принимаем по строгой рекомендации. Приступили к расформированию Красной гвардии. Старая армия вся демобилизована. Состав Красной армии очень хороший. В инструктора тоже принимаются по рекомендации…».
13 апреля 1918 г. для борьбы с наступавшими германскими войсками из Нижнего Новгорода в г. Курск был выслан красноармейский отряд в 300 человек с шестью пулеметами и шестью кавалеристами. Это был первый отряд, отправленный на фронт со дня образования Нижгубвоенкомата.
23 апреля в связи с задержкой в выплате жалованья, отсутствием годного жилья, кроватей, продовольствия для красноармейцев в полках, расположенных в Грузинских казармах, а затем и остальных частях Нижнего Новгорода началось волнение. Нижегородский губисполком объявил в городе осадное положение. Были приняты срочные меры к изысканию денег. Беспорядки удалось быстро ликвидировать. Но за выступление против Советской власти был расформирован кавалерийский полк и одна из батарей.
Добровольный принцип создания Красной армии не дал ожидаемых результатов. К 20 апреля 1918 г. в ней насчитывалось всего 196 тысяч человек. 29 мая 1918 г. ВЦИК принял декрет «О принудительном наборе в Красную армию», в котором отмечалось, что «переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны, как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней».
10 июня 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял постановление об организации РККА на основе всеобщей воинской повинности трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет, что позволило резко увеличить ее численность.
В резолюции II Нижегородского губернского съезда Советов от 25 июня 1918 г. говорилось: «Красная армия должна быть надежной поддержкой диктатуры пролетариата и трудового крестьянства и опорой Советской власти… Для успешного формирования Красной армии необходимо немедленно перейти к обязательной воинской повинности, к переходной мере, а вместе с тем немедленно же приступить к обучению военному искусству и вооружению всех трудящихся».
Декретом СНК от 29 июля 1918 г. призывались на военную службу рабочие 1896 – 1897 годов рождения, проживавшие во всех уездах Московской, Петроградской, Владимирской, Нижегородской, Вятской и Пермской губерний.
Летом 1918 г. Восточный фронт стал главным фронтом страны. 31 июля Нижегородский губком РКП(б) наметил ряд мероприятий по мобилизации сил на борьбу с восставшим чехословацким корпусом. Все коммунисты переводились на военное положение и считались военнообязанными. Все члены партии 1890 - 1900 гг. рождения подлежали мобилизации на фронт.
После захвата Казани чехословаками и белогвардейцами 7 августа 1918 г. Нижний Новгород и губерния стали прифронтовыми. Штаб Восточного фронта временно разместился в Арзамасе.
8 августа 1918 г. коллегия Нижгубвоенкомата постановила провести во всей губернии мобилизацию рабочих, бывших солдат специальных войск и артиллерии десяти призывных возрастов. Ввиду исключительно важного стратегического положения Н.Новгорода просить народный комиссариат об отпуске кредита в 20 миллионов рублей: 15 миллионов на формирование армии и 5 миллионов на реквизицию лошадей.
С приближением фронта в Нижнем Новгороде усилилась активность противников Советской власти. 9 августа 1918 г. В.И.Ленин в своем письме давал указания нижегородским большевикам: «В Нижнем явно готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов… навести тотчас массовый террор… Ни минуты промедления… Надо действовать вовсю: массовые обыски. Расстрелы за хранение оружия. Массовый вывоз меньшевиков и ненадежных. Смена охраны при складах, поставить надежных… ».
На следующий день вся власть в Нижегородской губернии перешла к созданному военно-революционному комитету (ВРК). В Нижнем Новгороде было введено военное положение.
Летом 1918 г. в нашем городе развернулась работа по созданию Волжской военной флотилии под руководством уполномоченного ЦК РКП(б), военного моряка Балтийского флота, а позднее комиссара флотилии Николая Григорьевича Маркина. На заводах началось переоборудование буксирных пароходов в боевые суда флотилии. Приказом Приволжского окружного военного комиссариата с 5 сентября 1918 г. Сормовский завод был мобилизован для неотложных работ по вооружению военной флотилии, ремонту артиллерийского имущества. Сормовичи трудились в три смены без выходных дней. Формировался личный состав флотилии, основу которого составили добровольцы–моряки Балтийского и Черноморского флотов и матросы – речники.
В августе 1918 г. флотилия, усиленная отрядом миноносцев с Балтики, двинулась под Казань. В начале сентября при ее активном участии Казань была занята Красной армией. В связи с удалением фронта и стабилизацией обстановки в Нижнем Новгороде ВРК был распущен, его функции передавались Нижгубисполкому.
В сентябре 1918 г. в нашем городе был сформирован 1-ый социалистический отряд волгарей-коммунистов, который составил команду на канонерской лодке «Волгарь-доброволец». Этот корабль во главе с командиром Александром Степановичем Леонтьевым сражался в составе Волжской военной флотилии на Волге и Каме. 17 октября 1918 г. на р. Каме «Волгарь-доброволец» совместно с миноносцами участвовал в освобождении 432 арестованных белогвардейцами коммунистов, советских работников и пленных красноармейцев - узников плавучей тюрьмы - «баржи смерти».
По приказу Реввоенсовета республики в августе 1918 г. в Нижнем Новгороде началось формирование Нижегородской дивизии. Эту работу выполняли члены коллегии Нижгубвоенкомата под руководством военных комиссаров И.Л.Когана и Б.И.Краевского. Основная трудность заключалась в обеспечении дивизии необходимым обмундированием и снаряжением. «Везде собирали ломанные и брошенные винтовки и другое вооружение, организовывали мастерские и ремонтировали их, - вспоминал М.С.Хомутов. - Облазили все железнодорожные склады и пристани, местные заводы, разыскивали части артиллерии, вооружения и снаряжения. В одном месте находили орудийные лафеты без колес, в другом - колеса и орудийные стволы и т.п. И все это концентрировалось на местных заводах, укомплектовывалось, приводилось в порядок».
Дивизия численностью в 30 тысяч бойцов была создана в короткий срок. 14 октября 1918 г. главнокомандующим всеми вооруженными силами республики И.И.Вацетисом был произведен смотр полкам Нижегородской дивизии. В его приказе от 18 октября 1918 г., написанном в г. Арзамасе, отмечалось: «Дивизия составлена почти исключительно из рабочего люда местных заводов. Вид людей был бодрый, выправка отличная, хотя отсутствие достаточного питания сказалось на наружном виде людей… На смотре все части дивизии, как стрелки, так и кавалеристы, артиллеристы и инструкторские школы представились выше всякой похвалы… Видно было, что формированием и обучением дивизии руководили люди, понимающие толк в военном деле и приложившие к этому делу много энергии и любви. После смотра войска лихо прошли церемониальным маршем».
Сформированная дивизия, получившая название 11-й стрелковой дивизии, в конце октября была отправлена на Южный фронт.
Вместе с коммунистами вступали в первые боевые отряды и отправлялись на фронт члены Союза рабочей молодежи г. Нижнего Новгорода. 9 августа 1918 г. в воззвании Нижегородского губкома РКП(б) к молодежи говорилось: «Партия зовет тебя встать под знамена Красной армии на защиту завоеваний революции… Пролетарская молодежь красных столиц Москвы и Петрограда уже составила первые полки… Вздрогнешь ли ты, молодежь Нижнего, слыша обращенный к тебе призыв Советской власти на тяжелую борьбу…». Среди юных добровольцев, сражавшихся в рядах Красной армии в годы Гражданской войны, были и 15-летний Валерий Чкалов из Василева, и 14-летний Аркадий Голиков (Гайдар) из Арзамаса.
13 сентября 1918 г. газета «Рабоче-крестьянский Нижегородский листок» сообщала: «Священная обязанность Советского правительства, русского общества и каждого из нас немедленно оказать Красной армии помощь денежную, нравственную, медицинскую. Раненые красноармейцы, семьи убитых, их родственники нуждаются и заслужили нашу помощь… Нижгубисполком… постановил организовать губернский фонд для оказания помощи товарищам красноармейцам, находящимся на фронте, ассигновав один миллион рублей. Нижегородские советские журналисты, устроив между собой подписку, собрали в один день несколько сот рублей...».
С первых дней своего существования Красная армия боролась за сохранение Советской власти. Для подавления антисоветских выступлений Нижгубвоенкомат, действуя совместно с Нижегородской ЧК, непрерывно рассылал красноармейские отряды во все уголки нашей губернии. В сентябре 1918 г. в Ветлужском и Варнавинском уездах произошли крестьянские выступления, вызванные мобилизацией на фронт.
В связи с покушениями эсеров на видных деятелей большевистской партии Советское правительство Декретом от 9 сентября 1918 г. официально объявило «красный террор». В резолюции общего собрания красноармейцев инженерного батальона Нижегородской дивизии от 19 сентября 1918 г. говорилось: «Мы заявляем громко всем контрреволюционерам, что за убийство каждого борца Советской власти мы положим сотни ваших голов, на ваш единоличный белый террор мы ответим массовым красным террором».
Создание регулярной Красной армии было одним из решающих условий, обеспечивших победу Советов в Гражданской войне. Однако, эта война стала многолетней кровавой трагедией для всей России. В результате погибли миллионы людей, а государство оказалось в состоянии полной разрухи.
Большевики взяли власть, взяли добровольно на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу России. Белые же сотрудничали с Западом, мечтающим расчленить и поработить.
Возможно, если бы в 91-м ГКЧП действовал бы так же, как Ельцин в 93-м или как Китай на площади Тяньаньмэнь, не распалась бы РИ в виде СССР и не Китай, а мы бы были первой экономической державой.
Продолжайте хрустеть и оплакивать поручиков Голицыных.