Соглашение открывает путь к поставкам в Индию японских атомных технологий, включая оборудование для АЭС
Япония и Индия подписали в пятницу соглашение о сотрудничестве в атомной энергетике. Соответствующий документ был подписан по итогам прошедших в Токио переговоров между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и его индийским коллегой Нарендрой Моди.
"Мы готовы развивать не только двусторонние отношения, но и сотрудничать на благо процветания региона и всего мира в целом", - подчеркнул в ходе переговоров с Моди глава японского правительства. Премьер-министр Индии согласился с Абэ и подчеркнул, что двум странам "необходимо еще сильней углубить сотрудничество, направленное на обеспечение мира, стабильности и безопасности".
Соглашение открывает путь к поставкам в Индию японских атомных технологий, включая оборудование для АЭС. Токио впервые подписывает такой документ со страной, которая не участвует в Договоре о нераспространении ядерного оружия, поскольку считает Индию одним из самых перспективных рынков для своих производителей.
Ряд японских общественных организаций выступали с критикой этого соглашения, настаивая на том, что оно противоречит позиции Японии, выступающей за глобальное ядерное разоружение. Высказывался и ряд опасений в надежности японских технологий мирного атома, принимая во внимание аварию на АЭС "Фукусима-1" в 2011 году, последствия которой японским властям придется ликвидировать еще много десятилетий.
Подписанный документ предусматривает использование японских атомных технологий в мирных целях. Его ратификация парламентом Японии ожидается в следующем году.
СсылкаДля Японии это конечно большой экономический успех и прорыв на индийском рынке. Нужно понимать, что такие атомные соглашения и проекты являются не только экономическими, но и политическими..В связи с этим на ум приходит геополитическая концепция Абэ "бриллиант безопасности", которую он выдвинул в 2012 году.
Эта концепция предполагала углубление сотрудничества четырех стран – Японии, США, Индии и Австралии, – как бы формирующие бриллиант, который должен был защищать их интересы на море от районов Индийского океана до Запада Атлантического океана» и содействовал укреплению морской безопасности, экономическому процветанию и развитию демократии в Азии, являющейся центром мирового экономического роста. В концепции «Дуги свободы и процветания» наряду с явно указанной составляющей – борьбой с терроризмом – также по умолчанию предполагалась и такая составляющая, как противодействие усилению позиций Китая. В свою очередь, концепция «Бриллианта безопасности» в значительной мере была направлена на то, чтобы смягчить влияние усиливающегося присутствия Китая в акваториях, прилегающих к Евразийскому материку (символом этого усиливающегося влияния Китая может быть словосочетание «Пекинское озеро», которым называют Южно-Китайское море), а также на то, чтобы использовать новую вовлеченность Англии и Франции в дела Азии для сдерживания углубления отношений стран этого региона с Китаем.
Правда Индия и Австралия прохладно отнеслись к своему вовлечению в такое геополитическое и антикитайское образование и дальше общих слов дело не пошло. Но...