Лазер и хвостыМинистерство энергетики США заключило соглашение с компанией GLE на дообогащение приблизительно 300 тысяч тонн обеднённого урана, в то время как крупнейший акционер по-прежнему намерен выйти из состава владельцев компании.
300 тысяч тонн хвостовО соглашении,
заключённом после почти трёх лет эксклюзивных переговоров, на данный момент известно следующее.
Министерство ежегодно будет поставлять в течение 40 лет партии обеднённого урана, объём которых составит в пересчёте на природный уран 2000 тонн. Компания в ответ будет поставлять министерству гексафторид урана природного обогащения. В дальнейшем министерство продаст его по рыночным ценам.
Коммерческие условия сделки стороны не разглашают, но, по некоторой информации, GLE будет передавать природный уран министерству по цене не менее 5 миллионов долларов в год
(сведения могут оказаться неточными). Всего за 40 лет, как ожидается, компания должна поставить порядка 100 тысяч тонн природного урана, а оставшиеся 200 тысяч тонн хвостов должны быть возвращены министерству.
Известно также, что у большей части передаваемого компании обеднённого урана содержание
235U составляет от 0,2% до 0.4%. Предполагается, что GLE должна дообогащать отвальный уран на лазерном разделительном заводе, который компания собирается построить в Падуке.
В то же время, пока непонятно, что последует, если завод не будет построен или не будет функционировать как ожидалось. В министерстве комментируют более чем скупо - мы продаём им материал, а они решают, что они хотят с ним сделать.
Судьба компанииКомпания GLE принадлежит трём известным компаниям - "General Electric" (51%), "Hitachi" (25%) и "Cameco" (24%).
Две первых из них в апреле 2016 года
анонсировали планы отказаться от дальнейшего участия в проекте и продать свои акции. По предварительной информации, достигнутое соглашение с министерством пока никак не сказалось на настроениях GE и "Hitachi".
Дело, в частности, и в том, что соглашение никак не решает одну из основных проблем - компании GLE требуется изыскать примерно 1 миллиард долларов для того, чтобы построить лазерный завод PLEF
(Paducah Laser Enrichment Facility).
В комментарии от GEH - совместного предприятия GE и "Hitachi", которому принадлежат совокупные акции GEL обеих компаний - говорится предельно ясно: "GEH продолжает работать с "Cameco", "Silex" и другими потенциальными инвесторами над реструктуризацией деятельности GLE".
"Silex Systems" - австралийская компания, передавшая в GLE права на технологию лазерного обогащения урана. В этом году австралийцы достигли с GEH соглашения о передаче им эксклюзивных прав на выкуп её доли в GLE (76%).
Австралийцы утверждают, что у них есть потенциальные инвесторы, способные перекупить в дальнейшем долю GEH, и что весь процесс реструктуризации может закончиться до конца года. В то же время, на одном из семинаров в октябре во Флориде представители "Silex" честно признались - на кону стоит вопрос о выживании их компании и дальнейшей судьбе лазерного обогащения.
Лазерный завод PLEF должен быть построен в начале 20-ых годов, считают в "Silex". Соответственно, до этого срока компании GLE нужно найти 1 миллиард долларов. Не исключено, что поддержка может прийти со стороны новой администрации США - в GLE надеются получить от неё для своего завода госгарантии.
Австралийцы позиционируют проект PLEF не как разделительный завод, а как урановый рудник. Что, в общем-то, вполне логично, так как в Падуке предполагается производить не обогащённый, а природный уран.
Но попытка сдвинуться в соседний сектор головы топливного цикла, из обогащения в добычу, встречается в отрасли с большим скептицизмом.
В успех проекта мало кто верит. Против него играют низкие цены на уран и технологические риски, связанные с внедрением новой технологии.