В декабре на рассмотрение федерального правительства будет представлена принципиально новая стратегия пространственного развития России. В основе одного из сценариев лежит идея создания в стране восьми конурбаций – агломераций, объединяющих несколько крупных и примерно равнозначных городов в радиусе 300 километров друг от друга.
«Пространственный эффект достаточно интересен – это один из тех драйверов, которые никто никогда не считал в условиях рыночной экономики. Мы за счет концентрации населения получаем те эффекты, которые дают высокую производительность труда, добавленную стоимость, рост ВВП и создают другое качество жизни»
Однако мысль о необходимости укрупнения территорий встретила критику у некоторых участников секции. Так, заместитель директора Института экономики УрО РАН Владимир Бочко спросил: «Скажите, пожалуйста, вот не так давно загоняли всех нас в колхозы и обосновывали это довольно научно, с цифрами, с выкладками, с идеологиями и прочим. Вы теперь предлагаете загонять нас в агломерации построить Вавилонскую башню. В чем разница?».
«Это из другой оперы. Ни о каком масштабном переселении населения, как это было в СССР, когда расселяли неэффективные деревни, речи не идет. Сегодняшняя ситуация простая – идет мировой тренд на пятимиллионники. Англия уплотняется. Вся экономика делается в городах. Это максимальный драйвер экономического роста. 8 конурбаций перераспределят всего 6 млн человек (менее 4% населения страны), но это даст прирост в десятки триллионов рублей. Вопрос в том, чтобы [люди] не уезжали ни в Москву, ни в Петербург, ни в Лондон, ни в Нью-Йорк, а концентрировались здесь. Это другой стандарт качества жизни»
«Сингапурское чудо» в России