Внучка сотрудника Томского горотдела НКВД Николая Зырянова, как стало известно, расстрелявшего Степана Карагодина и других репрессированных 21 января 1938 года, публично попросила прощения у родственников погибшего от рук ее деда.17
Как сообщается на
сайте, посвященном расследованию в отношении судьбы Степана Карагодина, в своем письме женщина по имени Юлия (фамилия не приводится) рассказала, что только из публикации на этом ресурсе узнала о том, кем был ее дед на самом деле.
«Я не сплю уже несколько дней, просто не могу, и все. Я изучила все материалы, все документы, что у вас на сайте, я столько всего передумала, ретроспективно вспомнила... Умом понимаю, что я не виновата в произошедшем, но чувства, которые я испытываю, не передать словами», – пишет она в своем письме, которое публикуется на сайте.
«Отца моей бабушки (маминой мамы), моего прадеда, забрали из дома, по доносу, в те же годы, что и вашего прадедушку, и домой он больше не вернулся, а дома остались четыре дочки, моя бабушка была младшей... Вот так сейчас и выяснилось, что в одной семье и жертвы, и палачи... Очень горько это осознавать, очень больно... Но я никогда не стану открещиваться от истории своей семьи, какой бы она ни была. Мне поможет все это пережить сознание того, что ни я, ни все мои родственники, которых я знаю, помню и люблю, никак не причастны к этим зверствам, которые происходили в те годы», – рассказала женщина.
«То горе, которое принесли такие люди, не искупить... Задача следующих поколений – просто не замалчивать, все вещи и события должны быть названы своими именами. И цель моего письма к вам – это просто сказать вам, что я теперь знаю о такой позорной странице в истории своей семьи и полностью на вашей стороне», – заявила она.
«Но у нас ничего в обществе никогда не изменится, если не открыть всю правду. Неспроста сейчас опять возникли сталинисты, памятники Сталину, это просто в голове не укладывается, не поддается никакому осмыслению. Много еще хотелось бы вам написать, рассказать, но главное я сказала – мне очень стыдно за все, мне просто физически больно. И горько, что ничего я не могу исправить, кроме того, что признаться вам в моем с Зыряновым Н. И. родстве и поминать вашего прадедушку в церкви», – говорится в письме.
К своему письму она приложила фотографию Николая Зырянова, его паспорт и профсоюзный билет НКВД СССР.
Расследование о судьбе Степана Карагодина было предпринято его правнуком, выпускником филфака Томского университета Денисом Карагодиным. В частности, в ходе расследования ему удалось получить на руки акт о расстреле своего прадеда с именами непосредственных исполнителей.
В ответном послании Денис Карагодин поблагодарил внучку Зырянова за такой шаг и принял ее извинения. «Я протягиваю Вам руку примирения, как бы ни тяжело мне это сейчас было сделать (помня и зная все). Я предлагаю Вам обнулить ситуацию. Вы своим письмом сделали главное – были искренны, а этого более чем достаточно, для всего», – написал он.
Символичный поступок женщины...