Тред №115990
новая дискуссия
Дискуссия
376
Как и обещал, - первый драфт первой статьи для бумажного издания.
Все комменты приветствуются, но желательно хоть какие-то обоснования.
Возможны срывы абзацев, - форумный движок сносит исходные абзацы и отступы.
Последней странички пока нет, - нужен "панч-лайн", а он пока не самый убойный.
Поехали.
1. Про Россию
Центральная часть России расположена в районах рискованного земледелия, но на землях роскошных – богатых черноземах. Здесь много следов древних культур, однако почему-то – очень долго государственности у них не возникло.
Чтобы понять почему, - нужно смотреть не только на географию и историю, но и на – геологию нашей Родины. А геология говорит, что мы процветаем посреди Русской платформы, а под ногами у нас отложения некоего былинного моря.
«Ядро» Государства Российского (имеется в виду область в пределах Золотого и Серебрянного Колец России) почти в точности совпадает с гигантскими по своей толщине и мощи – объемами отложений каменноугольного периода, – карбону. Один из горизонтов карбона так и называется – «московский горизонт».
Название «Масков» в свое время относилось ко всему периоду, а не одному только – пусть и самому мощному горизонту. В то время практика была такая, - название периодов соответствовали названию местностей, или племен, которые там обитали. Кембрий – древнее название Уэльса, Ордовик – древнее племя в Уэльсе, Силур – по имени английского племени, Девон – название английской провинции, Масков – по имени государства Московского, Пермь – по Пермской губернии... Это только в 19-ом веке на специальной конференции было принято решение применять название к периоду – Карбон, а Масков оставить лишь за одним горизонтом. Тогдашние русские геологи тогда сильно обиделись и назвали решение – «Нарочным оскорблением России». Что любопытно, похоже, что все так и было. Мы – большие, - ведь Масков, названный по имени государства Московского, занимает ту площадь, которую занимала Московия до того, как стала Россией. А мы уже тогда были самыми большими в Европе. А время формирования московского горизонта было очень и очень долгим. Сейчас сложно сказать, - почему в те далекие времена условия жизни на Земле – практически не менялись в течение без малого 30 миллионов лет, однако так вышло – и все это время на Русской платформе накапливались несметные запасы осадочных отложений. Бурый уголь, торф, аллювиальные глины и прочее. Осадочных пород в нашем крае достаточно. А вот метаморфических– просто нет.
В Европе все иначе – Альпийская складчатость, Карпатская дуга, французский Центральный массив, Каледонские массивы в Англии... У них с метаморфическими породами – много проще. Поэтому цивилизация расцвела раньше. Дело в том, что – хороших почв и богатых урожаев для рождения цивилизации – не достаточно. Нужно все это богатство потом защищать. Для этого нужен доступ к важному ископаемому, – железной руде.
Тот век недаром звался «железным». Нет Железа – нет оружия и доспехов, а стало быть любой залетный кочевник – порешит ваше юное государство – одним махом. Или – викинг. Или греческий пират, - колонизатор. Дело – плевое.
Однако нужна была – не только железная руда. Нужно было знание, технологии обработки руды. Невозможно просто поднять с земли нечто, дунуть, плюнуть и вот в руках у вас уже – меч-кладенец. Нужен некий практический опыт в обработке данной руды. Нужна известная технологическая культура у тех, кто начнет руду обрабатывать. Нужно достижение неких абсолютных параметров, чтобы запустить сам процесс.
В принципе, - источники железа на Русской платформе имеются. Это – местные железняки. Однако железняки подвергаются обработке лишь при температуре 1300 градусов по Цельсию. Эти температуры стали достижимы лишь в конце XIII века, а в наших краях данные технологии появились лишь в середине века XIV-го.
Если выйти за рамки Русской платформы, то известный с древности сыродутный процесс позволял обрабатывать, - как железо метаморфического – жильного происхождения, так и «окисное», или «болотное». Однако, в отличие от часто встречающихся железняков, месторождения жильного, или «болотного» железа были – немногочисленны.
Согласно статье Ю.Г.Гатинского, посвященной 300-летию Горно-Геологической Службы России, - «В XII-XIII веках осваивались месторождения железа, преимущественно озерных и болотных (лимонитовых) руд, известных с глубокой древности на западе Полоцкого княжества, в Новгородской земле в окрестностях Новгорода, у Тихвина, Каргополя, и вблизи беломорского побережья у Выгозера». Если отметить указанные пять точек на карте – получится большая дуга, указывающая на переход от структур Русской платформы к более древним структурам Скандинавского полуострова.
Так вышло, что в тех краях – железо чаще встречается, люди раньше принялись его обрабатывать и – производить оружие. Поэтому первыми – кто начал в наших краях государственное строительство были варяги.
Я не хотел бы останавливаться на происхождении варягов. Для нас сейчас важно то, что в IX-ом веке Датское государство сформировало осознанную стратегию колонизации новых земель. Суть данной стратегии заключалась в том, что викинги постепенно переходили от прямого грабежа прибрежных районов к торговой экспансии. Основным методом викингов стала торговля железом – самым важным стратегическим материалом того времени. (Подробнее о «железной монополии» датчан в IX-XI веках можно прочитать в специальной литературе.)
В рамках данной стратегии все колонии делились на два типа – сырьевые базы, где добывалось железо, и торговые центры, где это железо, а так же - иное сырье сбывалось европейскому потребителю. Датчане играли роль перевозчиков, а так же – военной силы, которая незримо присутствовала во всем процессе. При этом, - сами датские викинги – добычей и переработкой сырья не занимались, и за прилавками в центрах продаж не стояли. Их задачей был поиск новых месторождений, налаживание местного производства – за счет передачи местным умельцам своих технологий, а так же – решение тех, или иных военных проблем. За это они брали толику малую – в размере двух третей прибыли, возникающей за счет разницы цен на сырье в сырьевых регионах и торговых центрах в Европе.
Как видите, - при данной стратегии важно то, что датский флот контролировал торговые пути из Новгорода и Проливы, а так же то, что датчане очень заботились о том, чтобы против них – не был поднят мятеж. С этой целью во всех центрах, где было их присутствие – они создали общественную систему, где Власть знати была сильно ущемлена в пользу ремесленных и торговых сословий. Во всех землях будущего Ганзейского Торгового Союза (в том числе и в Господине Великом Новгороде) – заниматься ремеслом и торговлей было экономически выгоднее, чем воевать. Это и привело все эти общности к тому, что со временем все они (включая Новгород) стали Торговыми Республиками.
Разумеется, ни одно государство без защиты не выживет. Поэтому данные Торговые Республики приглашали на княжение кого-то из соседних князей, который за оговоренную плату – защищал данную Республику на определенный срок. То есть – вместе со всей своею дружиной был наемником для данной Республики. В одно время на этом месте был Рюрик, в другое - Вещий Олег, в третий – кто-то еще. Не суть. Важно то, что большая доля прибыли от деятельности любой Торговой Республики – все равно шла в датский карман. За транспортировку сырья по морю. А изменить что-то Республики не могли, - датская армия была сильней армии князя – наемника. За Родину люди бьются совсем не так, как за толстосумов из соседнего города.
Однако и тех прибылей, что оставались в Республике, хватало на то, чтобы там был очень высокий жизненный уровень. Малые расходы на оборону и армию давали возможность поднять уровень образования в стране, улучшить её медицину. Новгород той поры – заслуженно считался самым богатым и развитым из всех русских княжеств.
Однако, - сырьевая ориентация государств, подобных Великому Новгороду, приводила к тому, что рост населения в них в какой-то момент ограничивался. Сырья нельзя было добыть слишком много, это обвалило бы его цену на рынках, а люди в Новгороде зависели от местной сырьевой экономики. Высокий уровень жизни во всех Торговых Республиках поддерживался стихийным снижением рождаемости в таких государствах.
Очень часто встречается мнение, что если бы нынешняя Россия – произошла не от «тоталитарной» Москвы, но «свободного» Новгорода, все было бы совершенно иначе. Высокий уровень жизни, европейский уклад, общество – идентичное по своей структуре, - любому другому обществу Ганзейских Торговых Республик, очень ранняя всеобщая грамотность… Радость и благолепие.
Однако у Экклезиаста сказано: «Что было, то и будет, что творилось, то и будет твориться, и ничего нового - нет под солнцем. Бывает, скажут о чем-то – «Гляди, вот – новое», - а уже было оно в веках, что прошли до нас».
Проблема заключается в том, что у подобного общества – нет будущего. Если бы Господин Великий Новгород был единственным исключением, уничтоженным «варварскою Москвой» - было о чем вести речь. Однако же - надобно помнить, что Новгород не был никаким исключением. ВСЕ – Ганзейские Торговые Республики погибли примерно в одно и то же время в XIV-XVI веках. И что самое примечательное – механизм гибели для всех Торговых Республик был идентичен. В начале XIV века в Европе произошел крупнейший финансово-экономический кризис Средних Веков, который называют «Падением Дома Барди». Цены на любое сырье резко упали, все Торговые Республики стали испытывать нехватку свободных средств. А по причине исходной слабости своих армий, - основные капиталы Республики держали под защитой датского флота, - на островах, не связанных с материком – в Копенгагене. Так было выгодней, - в случае внезапного начала войны средства любой Торговой Республики не были бы сразу разграблены, а потом агрессор столкнулся бы с соединенными армиями Ганзы и Дании. Этот механизм безупречно работал веками, но с началом кризиса он дал сбой. Датчане отказались вернуть деньги всей прочей Ганзе и началась война. Война закончилась предсказуемо, - слабые наемные армии Торговых Республик не имели никаких шансов против обученной датской армии. А уже разбитые и беззащитные государства стали легкой добычей соседей – Польши, Швеции, Государства Московского.
Сейчас существует много советчиков насчет того, - как именно должна дальше развиваться наша страна. Товарищи из-за рубежа вот подсказывают, что была такая Республика – Новгородская, добывала сырье, продавала его за рубеж, и было у неё все замечательно. И что по аналогии с Новгородом – для повышения уровня жизни в нашей стране хорошо бы, чтобы нас тут осталось миллионов тридцать от силы. Лес, алмазы, газ, нефть добывать, а потом - продавать его перекупщикам, которые и будут на этом навариваться. Именно так, как это делалось при жизни Великого Новгорода.
Я не хотел бы проводить параллель между тогдашней Данией и тем, что сейчас. Тогдашняя практика – хранить выручку в Копенгагене на островах под защитой датского флота, - наверно не имеет ничего общего с нынешней европейской практикой хранения нажитого в бумагах далекой страны, отделенной от всех океанами, под защитой её огромного флота. Однако невольно возникает вопрос, - в XIV веке Дания отказалась платить, а потом перемолола всех, кто был с такой ситуацией не согласен. Если «страна хранения» в условиях кризиса откажется сегодня платить, - что случится с её кредиторами? Ответ из истории следующий, - скорее всего с ними произойдет все то же самое, что случилось со всеми Ганзейскими Республиками и Новгородом.
Социальные процессы – очень инерционны и «что было, то и будет, что творилось, то и будет твориться». История Новгорода, Данцига, Любека и всех иных Торговых Республик гласит, что в конце это выглядит так: «Вдоль дороги, в грязи, как кочаны капусты лежали головы новгородские. А Ивановы люди радовались – «Нет более кровопийства! Больше не разбогатеют они на слезах и крови людской!»
см.2