14 (27) ноября 1894 года состоялась церемония бракосочетания последнего российского Императора Николая II с принцессой Гессен-Дармштадтской, будущей Императрицей Александрой Феодоровной. Династический брак, благословленный любовью, длился почти четверть века. Любовь Николая и Александры выдержала все – разлуки, неприятие родных, опаснейшая болезнь сына, сплетни, козни и злословие, страшные исторические события…
После кончины Императора был объявлен траур. Церемония бракосочетания Николая Александровича могла быть отложена на год, но, по мнению некоторых историков, влюбленные были не готовы ждать так долго. Между Николаем и его матерью Марией Федоровной состоялся непростой разговор, в ходе которого была найдена лазейка, позволившая соблюсти некие правила приличия, и провести скорейшую церемонию. Венчание было назначено на день, когда родилась вдовствующая Императрица. Это дало возможность царской семье временно прервать траур.
Подготовка к свадьбе проходила в форс-мажорном режиме. Золотое венчальное платье для невесты шили лучшие мастера-модельеры Петербурга. В Придворный собор доставили в золотых окладах образ Спаса Нерукотворного и образ Федоровской Божией Матери, обручальные кольца и серебряное блюдечко.
26 ноября в Малахитовом зале Зимнего дворца невесту одели в шикарное платье с тяжелой мантией и повели в Большую церковь.
Позже в своем письме к сестре Виктории, Александра писала: «Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше».
До свадьбы они жили раздельно, она - у сестры Эллы во дворце Великого Князя Сергея Александровича, а он в милом Аничковом вместе с матерью.
Из дневника Николая II:
"14 ноября 1894 года. День моей свадьбы. Я надел гусарскую форму и поехал с Мишей в Зимний дворец. По всему Невскому войска. Мама с Аликс. Пока совершали туалет в Малахитовой зале, мы все ждали. И, наконец, она появилась. Серебряное платье с бриллиантовым ожерельем, сверху наброшена золотая парчовая мантия, подбитая горностаем, с длинным шлейфом. На голове в огне бриллиантов сквозная корона. В десять минут первого начался выход в большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком. Нам поднесли огромного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мной в карету с русской упряжкой, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улице пропасть. По приезде в Аничков, во дворе почетный караул от лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала нас хлебом солью".
После венчания отношения 22-летней принцессы и 26-летнего Императора, по воспоминаниям приближенных, были трогательными и нежными. До наших дней сохранились письма и дневники, которые вели Император и его жена. Они полны нежных слов и признаний в любви.
По причине траура не было торжественного приема после бракосочетания и не было свадебного путешествия. Молодая чета сразу же переехала в Аничков дворец. Они жили в первую зиму в шести комнатах дворца.
Спустя годы, находясь в ссылке, Александра Федоровна писала своей приближенной Анне Вырубовой:
«Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».
Не говори, что прошлое мертво,
хотя и осень наступила уж давно,
хотя угасли краски дня,
и музыка замолкла для меня.
Внутри, хотя никто не знает,
пережитое сохраняет
всю власть и силу надо мной,
ему послушен разум мой.
Влияет прошлое невольно
на все мои дела сегодня.
Как странно,что случайный взгляд
воспоминаний будит ряд ,
и пробуждает с новой силой
все, что когда-то мило было...
https://vk.com/pravo…4417_41193