Американская арабская весна (часть первая)
новая дискуссия
Статья
645
Американская арабская весна (часть первая)
В предыдущих статьях мы говорили исключительно о внутренних делах России, сознательно исключая процессы происходящие вне нашей страны. Теперь пришло время уделить им внимание. В 2011-м году стартовала цепочка крайне негативных, но от этого не менее важных для мира, событий. Я говорю, конечно же, об «Арабской весне». Но чтобы понимать суть процессов надо затронуть предысторию.
Сильно глубоко нырять не будем, не пугайся. Будет вполне достаточно начать с 1980-го года, когда началась Ирано-иракская война. В то время это были довольно сильные державы, с достаточно современными армиями, и, как водится у соседей, с территориальными претензиями друг к другу. В обоих странах незадолго до начала войны произошел государственный переворот. Но если в Ираке один президент (ну или диктатор, да-да это был тот самый Саддам Хусейн) сверг другого, то в Иране султана свергли религиозные деятели. Поэтому практически весь мир поддерживал Ирак. В Иране-то какие-то совсем неизвестные люди стали у руля, да ещё и религиозные фанатики. Даже СССР поддерживал Ирак, хотя Хусейн нас откровенно кинул, после первых реверансов вдруг поставив иракскую компартию фактически вне закона. Но Иран выстоял, и дальше пошла война на истощение, с переменным успехом, и длилась она аж восемь лет.
Почему мы начали с этого момента истории: примерно за год до окончания боевых действий, а именно в конце 86-го, всплыло на поверхность, что США снабжали вооружением обе воюющие державы. Скандал стал известен под наименованием «Иран-контрас», но съехали на отдельных паршивых овец в американском аппарате. Тем не менее схему пришлось прикрывать, а оттого может и война кончилась.
Кончилась она вроде бы ничьей, но Иран пошел в рост. Его религиозные лидеры вдруг ввели институт президенства, и вообще, оставляя за собой верховную власть, тем не менее наладили вполне светскую модель управления. А Ирак явно надорвался. Страна вышла из войны истощенной и сильно помоченной репутацией, да ещё и с чрезмерными долгами, что и предопределило её дальнейшую судьбу. В той ситуации, Саддам Хусейн не нашел ничего лучше, как оккупировать Кувейт, маленькое но богатое государство на южной границе, почти полностью отрезающее Ирак от побережья Персидского залива. А главное, Кувейт был на тот момент одним из крупнейших кредиторов Ирака. В целом, мотивы Хусейна понятны, тут и маленькая победоносная война, и списание заметной части госдолга и приобретение полноценного выхода в залив с огромным современным портовым городом. Непонятно другое. Вряд ли Саддам мог не видеть всю уязвимость своего положения, и такой радикальный шаг как военная интервенция не совершил бы без оглядки на других геополитических игроков. Короче говоря, очень интересно было бы узнать, с чего он решил что «можно», и не было ли это специально устроенной ловушкой.
Зато хорошо известно, что не американский, не европейский, а именно наш тогдашний МИД прилагал немалые дипломатические усилия, чтобы сперва предостеречь, а потом уговорить иракского лидера покинуть Кувейт. Евгений Максимович Примаков несколько раз лично мотался в Ирак и убеждал, советовал. Но это было начало 90-х, наша страна переживала далеко не лучшие годы, что не могло не сказываться на дипломатическом авторитете. Хусейн вроде и слушал, но всё какие-то условия ставил, что-то выгадывал. И в конце концов, довыкобенивался до «Бури в пустыне» - США, собрав почти всех возможных прихлебателей, полтора месяца били по Ираку ракетами и авиацией, а затем в четыре дня наземной операции окончательно рассеяли его армию. В принципе, американцы могли валить Саддама уже тогда, но почему-то не стали. Возможно, Ирак ещё просто не дозрел, до желаемых ими кондиций.
Почувствовав слабость центральной власти, в 1991-м году, предсказуемо восстали иракские курды и шииты. Иракской армии удалось подавить восстание лишь большой кровью, что ещё больше дискредитировало страну. А уже в конце года американцы вновь начали бомбить Ирак, и в итоге вынудили вывести армию (а вместе с ней и местные органы власти) из трех северных провинций, в которых курды сразу провозглашают «Свободный Курдистан» и начинают дележку власти, что приводит в 1994-м году к четырёхлетней курдской гражданской войне. Саддам Хусейн уже не рыпается, в меру своих талантов пытается воссоздать армию и удержать оставшуюся под его контролем часть страны. Но США продолжают периодически наносить удары с воздуха по инфраструктуре, а то прямо по столице, по Багдаду.
К 2003-му году США решили видимо что Ирак дозрел. С 2001-го года, после террористической атаки в Нью-Йорке у них был карт-бланш от собственного народа на войну против «стран-изгоев». Но так как они им уже воспользовались, вторгнувшись в Афганистан в 2001-м, то для Ирака пришлось добавить Колина Пауэла, с его знаменитыми пробирками с фальшивой сибирской язвой. Новое вторжение в Ирак было осуществлено куда более скромной коалицией, так как не получилось получить санкцию ООН. В основном участвовала Британия и сами США, но истерзанному Ираку этого уже было вполне достаточно. Страна оккупирована, Саддам схвачен - во главе временной администрации американец. Разрозненные иракские военнослужащие разбегаются, кто по домам, кто в партизаны, а кто и по исламистским, а то и просто бандитским группировкам.
Заваривается каша — тысяча и одна ночь. Тут и восстания, и перемирия, непрекращающиеся терракты, то шииты, то сунниты, а то какие-нибудь религиозные лидеры. И порядок в стране почему-то все не настает. И вот наконец, в 2006-м году, формируется не очень большая пока и не слишком заметная на общем фоне, радикальная группировка под названием «Исламское государство Ирак». Широкую известность она приобретет ещё не скоро, мы о ней узнаем лет через шесть. А её руководящий состав, как выяснится, очень интересен. Это сплав бывших иракских офицеров, функционеров Аль-Каиды и террористов вышедших по случаю из американских секретных тюрем. Но пока это только зачаток одного из инструментов западной геополитики. Да и создание подобной группировки не является чем-то уникальным, для наших иностранных партнеров.