Начав уголовно преследовать радикальных пророссийских публицистов, белорусская власть перешла принципиальную черту. Теперь наличие угрозы с Востока, пусть в лице нескольких (пока мы знаем о трех) малоизвестных поборников идеи «русского мира», признано официально.Задержанных объединяло не только желание видеть Беларусь (хотя скорее — Белоруссию) в тесных объятиях с восточной соседкой. А в некоторых их текстах была не только крайняя степень непризнания суверенитета нашей страны и неуважения к ее языку. Видимо, последней каплей стали обвинения в адрес Александра Лукашенко и его вертикали в скрытом национализме и потворстве русофобии. Критиковать белорусскую власть можно за что угодно, но, пожалуй, в последнюю очередь — за это.
Павловцу, Алимкину и Шиптенко вменяют разжигание национальной вражды. По словам следователей, дело возбудили после передачи материалов из Министерства информации, там статьи фигурантов дела проверяли на экстремизм.
Но писать то, что эти авторы писали, на тех ресурсах, где они это делали, они начали уже давно. Как минимум с начала конфликта в Украине. Почему силовикам дали команду действовать сейчас? Есть два основных объяснения, которые, в общем-то, дополняют друг друга.
Во-первых, мы находимся в низшей точке в белорусско-российских отношениях за последние шесть лет. Нефтегазовый конфликт не решен, продолжаются эмоциональные разборки с «
лгущим, оплевывающим и обгаживающим все» Россельхознадзором, Евразийский фонд
прокатил Беларусь с третьим траншем кредита.
Из свеженького и чувствительного —
информационный залп двух российских телеканалов. Сюжет интересен тем, что эти госканалы, в том числе и главный, «Первый», завели мотивы как раз той песни, за которую позже арестуют троих колумнистов: в Беларуси поднимает голову национализм, пока власть отворачивается от России.
Чем чреваты такие идеи, если в них поверит многомиллионная аудитория федеральных каналов, объяснять не нужно. Российские любители побороться с бандеровщиной на Донбассе объяснили.
В Минске информационную угрозу восприняли всерьез и решили устранить ее источник. Авторов, которые уже несколько лет раздували эти темы, арестовали одного за другим.
Задержание адептов «русского мира» — жест в каком-то смысле эмоциональный. Нет, к нему были готовы давно, это не спонтанное решение, органы ждали отмашки. Но сейчас это акт самоутверждения: «Ах вы так, ну и мы покажем, на что способны».
Вторая часть мотивации Минска, как мне кажется, лежит немного глубже, но тоже связана с кризисом в белорусско-российских отношениях. В 2010 году на сериал «крестных батек» белорусское телевидение отвечало своими антироссийскими сюжетами, президент — заявлениями, но дальше этого никто не пошел.
Да, тогда было некого сажать. Пакостили белорусским властям телевизионщики из Москвы, а не брестский сторож с минским доцентом. Но можно было, например, наказать НТВ, отключив его от вещания в Беларуси. Тогда власть сдержалась, потому что понимала, что ссора с Россией временная. На носу были выборы, и, хочешь не хочешь, с Москвой надо было мириться.
Теперь похоже, что Минск понизил планку ожиданий, смирился с постоянным холодком в отношениях и с тем, что такой щедрой, как раньше, Россия больше не будет. А значит, и нечего любезничать.
Включилась новая логика. Если 20 лет прозападную «пятую колонну» щемили по всей строгости закона, то почему теперь
пророссийская оппозиция — а мы имеем дело именно с этим, новым для Беларуси феноменом — должна получать какое-то особое отношение?
Как отреагирует Россия на аресты, пока сказать сложно. Сомневаюсь, что в Кремле всерьез вступятся за одиозных публицистов, которые всей своей работой вбивали клинья в и так вялую дружбу Минска и Москвы. В частных беседах российские дипломаты жаловались на эти статьи не меньше, чем белорусские чиновники. Ругаться друг с другом не хочет никто. Идейных раздувателей слона из каждой мухи тоже никто не любит.
Наконец, важным последствием этой истории могут стать новые пределы допустимого для белорусских властей.
Мало кто знает, что в братском по Евразийскому союзу Казахстане в марте 2015 года дали 4 года условно гражданке
Шевцовой-Валовой. Наказали ее за призывы в соцсети присоединить Северный Казахстан к России и уже знакомое нам разжигание национальной розни.
Полгода спустя по такому же обвинению, за опрос в соцсети об идее вступить в РФ, но на 5,5 лет уже реального срока в колонию пошел некто
Игорь Сычев.
Обиделись ли в Москве? Может, и да. Было ли какое-то давление на Астану за эти дела? Едва ли. Потому что меньше недели назад, 5 декабря, еще один житель севера Казахстана
Игорь Чуприн отправился по приговору суда на 5,5 лет лишения свободы за те же самые призывы к сепаратизму.
Застолбит ли белорусская власть за собой право разбираться с пророссийской «пятой колонной», как и коллеги из Казахстана, да еще и в их стиле? Время покажет. Но первый и вполне четкий ход в эту сторону сделан.
ссылка