Исправляю ляпсус, допущенный мною в сообщении о создании системы ПРО А-35, когда я указал в качестве представителя заказчика системы ПРО Михаила Васильевича Водопьянова. На самом деле таковым был другой известный советский лётчик, участник знаменитого перелёта через Северный полюс, Георгий Филиппович Байдуков.
Цитата: Цитата4.3. СОЗДАНИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ (5 УПРАВЛЕНИЕ)
В состав ракетно-космической обороны входят: система противоракетной обороны (ПРО), система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), система контроля космического пространства (СККП) и система противокосмической обороны (ПКО).
Система ПРО. В середине 1950-х гг. в США, как известно, были созданы баллистические ракеты (БР) межконтинентальной дальности. Тогда же в нашей стране были начаты работы по изысканию возможных путей создания противоракетной обороны. Одновременно, с началом работ в конструкторских организациях в районе озера Балхаш в Казахстане началось строительство полигона ПРО, подчиненного 4 ГУ МО. Заказчиком работ по ПРО, а позже и по системам ПРН, ККП и ПКО, было назначено 4 ГУ МО.
4 марта 1961 г., впервые в мире, экспериментальный комплекс ПРО на полигоне Сары-Шаган (в/ч 03080) уничтожил боевой блок баллистической ракеты противоракетной с неядерной боевой частью. В США подобного результата смогли добиться лишь через 23 года.
Первая в мире система противоракетной обороны (А-35) была построена, проверена на соответствие тактико-техническому заданию и принята в эксплуатацию войсками в две очереди в 1972 и 1974 гг. (генеральный конструктор – Г.В. Кисунько, разработчик противоракеты – П.Д. Грушин, станции целеуказания огневым комплексам – А.Л. Минц) была способна поразить до 8-ми "парных" целей, каждая из которых включала головную часть баллистической ракеты, отделившуюся в полете от корпуса последней ступени ракеты-носителя, и сам корпус, продолжающий полет по прежней траектории. Решение задачи радиолокационного распознавания (селекции) головной части и корпуса явилось серьезным научно-техническим достижением. Весьма нетрадиционно была сконструирована и боевая часть противоракеты.
В ходе создания системы ПРО А-35 была решена сложная научно-методическая задача определение реальных боевых характеристик боевой системы путем сочетания информации, полученной на экспериментальном комплексе ПРО с пусками противоракет по реальным баллистическим целям и информации, которая получалась в ходе проверок боевой аппаратуры боевых комплексов под Москвой, в том числе при работе ее радиолокационных средств по искусственным спутникам Земли. Опытная эксплуатация боевых объектов системы А-35 расчетами войсковых частей продолжалась до 1978 г.
Уже в середине 60-х гг. баллистические цели существенно усложнились. Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты морского базирования несли не по одному, а по несколько боевых блоков с ядерными зарядами. После их отделения от корпуса БР боевые блоки в полете сопровождались легкими и тяжелыми ложными целями, а так же устройствами постановки активных и пассивных радиопомех для РЛС ПРО. В этих условиях алгоритмы радиолокационной селекции, работоспособные для распознавания одиночного боевого блока БР в составе "парной" цели (корпус ракеты – боевой блок), оказывались уже неработоспособными.
Проблема селекции боевых блоков в составе сложной многоэлементной баллистической цели стала принципиальной и главной для достижения необходимой высокой эффективности противоракетной обороны.
В мае 1977 г. начались госиспытания модернизированной системы А-35М, а в 1978 г. она была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Система А-35М была способна поражать неядерными противоракетами многозарядные баллистические сложные цели, но эти ее возможности были весьма ограниченными. Поэтому началась разработка новой системы ПРО А-135, предназначенной для эффективной борьбы с перспективными баллистическими ракетами.
В системе А-135 учитывалась нерешенность проблемы селекции истинных боевых блоков среди ложных целей в составе сложной баллистической цели в условиях радиопомех. Поэтому противоракеты оснащались ядерными зарядами, с целью поражения всех элементов сложной баллистической цели, независимо от результатов селекции.
В 1984 г. система ПРО Москвы А-135 была принята на вооружение. Частично в ее состав входили и технические средства предыдущих разработок по ПРО, например, секторные РЛС дальнего обнаружения БР – "Дунай-ЗМ" и "Дунай-ЗУ", но ее стрельбовый многофункциональный радиолокатор "Дон-2Н" и противоракета были принципиально новыми.
Алексей Михайлович Московский - генерал армии, доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук. В 2001-2007 годах - начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель Министра обороны Российской Федерации.