АВИАЦИЯ и иные...
13,570,427 34,313
 

  osankin ( Слушатель )
20 дек 2016 01:35:51

Два пилота, две Ольги

новая дискуссия Дискуссия  219

Ямщиков Ольга Николаевна  - инженер-полковник, лётчик-испытатель, командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка, ведущий инженер-испытатель НИИ ВВС.
Здесь с снята с Мариной Попович.



Ольга Михайловна Лисикова




Ольга Михайловна вошла в историю отечественной авиации как единственная в годы Второй мировой войны женщина-командир  транспортных самолетов ЛИ-2 и СИ-47. На ее счету более 400 вылетов в блокадный Ленинград, в глубокий тыл противника, полеты в тяжелейших условиях Заполярья.Благодаря мастерству и отваге командир Лисикова за всю войну не потеряла ни одной боевой машины, ни одного члена своего экипажа", - говорится в сообщении.


Летная биография будущего командира началась в 1937 году с окончания Батайской летной школы. До Великой Отечественной войны Ольга Михайловна служила в Северном территориальном управлении Гражданского воздушного флота в Ленинграде, летала на самолете Р-5, доставляла из Москвы в Ленинград матрицы для газет.

В советско-финскую войну 23-летний пилот Лисикова вывозила с фронта раненых и обмороженных бойцов Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны воевала вначале в составе Особой Северной авиагруппы ГВФ, затем в 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, которая базировалась на подмосковном аэродроме Внуково. Экипаж командира Ольги Лисиковой выполнял специальные задания Государственного комитета обороны на всех фронтах от Баренцева до Черного морей. Ольга Михайловна с экипажем летала на помощь партизанам, забрасывала разведчиков и десантников в глубокий тыл врага, снабжала горючим вырвавшиеся вперед танковые соединения.

Политуправление Красной Армии выпустило два плаката о боевых подвигах Лисиковой: "280 боевых вылетов" (1943) и "Летать так, как летает командир корабля Ольга Лисикова" (1944).

После окончания войны Лисикова летала в Ленинградском авиаотряде, открывала воздушные линии из Ленинграда в Таллин, Ригу, Вильнюс, после выхода на пенсию активно работала в ветеранских общественных организациях. В наградном списке легендарной летчицы более 20 орденов и медалей, среди которых Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, медаль "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы" и другие.
Отредактировано: osankin - 20 дек 2016 01:42:46
  • +0.44 / 24
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  sssccc ( Слушатель )
20 дек 2016 01:48:41
Сообщение удалено
sssccc
20 дек 2016 11:40:49
Отредактировано: sssccc - 20 дек 2016 11:40:49

  • +0.15
 
 
  osankin ( Слушатель )
20 дек 2016 02:01:14

тогда уж так:

Русские авиатрисы

Зверева Лидия Виссарионовна (1890 – 15.05.1916).
Дочь боевого генерал-майора, героя Балканской войны 1877-1878 годов – Виссариона Лебедева, жена лётчика Владимира Викторовича Слюсаренко. Лидия Зверева – выпускница Белостокского института благородных девиц. 25 июня 1911 года она поступает в только что открывшуюся авиационную школу “Гамаюн” Первого российского товарищества воздухоплавания в числе трёх первых учеников (двое других были мужчинами). Из дневников Зверевой: “Школу пилотов я окончила для того, чтобы полностью посвятить себя авиации.
Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полётов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду, обязательно строить и испытывать аэропланы».10 (23 августа по новому стилю) 1911 года получила диплом авиатора № 31, став первой русской женщиной-авиатором.
Она, первой из женщин, выполнила мёртвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. И хотя несколько раз попадала в серьезные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. Её бесстрашием восхищались мужчины-авиаторы.
Известный летчик Константин Арцеулов, учившийся вместе с ней в авиашколе, впоследствии вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все рисковали подниматься на большую высоту». В апреле 1913 года она с мужем открывает в Риге авиашколу и авиационные мастерские.
В эти же годы Лидия Зверева начинает свою работу, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе, и скоростных истребителей. С началом 1-й Мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод – «Авиационная фабрика Слюсаренко». До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин — «Фарманов», «Ньюпоров» и «Моранов», в модели которых было внесено много технических новшеств. Зверева скоропостижно скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от брюшного тифа в возрасте 26 лет. Во время похорон первой русской женщины-авиатора над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.
История стремительной смерти авиатриссы вызвала подозрение у её мужа, Владимира Викторовича Слюсаренко. Тем более, что после смерти Лидии Зверевой бесследно исчезли чертежи новых самолётов, над которыми работала его жена.



Второй авиатриссой царской России была княгиня Евгения Михайловна Шаховская (1889-1920). 
Первая в мире женщина – военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа – по новому стилю) 1912 года в Германии.
Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. Во время одного из полётов в апреле 1913 года в паре со знаменитым русским авиатором Всеволодом Михайловичем Абрамовичем произошла авиакатастрофа, в которой Абрамович погиб, а Шаховская выжила. Многие вину за гибель Всеволода Михайловича возлагали на княгиню Шаховскую.
С началом ПервойМировой войны княгиня Шаховская подала прошение царю Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Прошение было удовлетворено и с ноября 1914 года Евгения Шаховская служила в 1-м армейском авиаотряде Северо-Западного фронта. Правда чуть более месяца, так как была арестована по обвинению в шпионаже.
И только благодаря личному вмешательству царя избежала смертной казни, последнюю заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 годах работала следователем в Киевской ЧК. Убита во время случайной перестрелки в 1920 году.



Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961)
Профессиональная певица окончила авиационную школу ПРТВ “Гамаюн”. 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора № 56. В 1912 году она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями. 2 мая 1912 г. разбилась в Риге. После выздоровления происходит её знакомство с А. Фоккером. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте “Фоккер” мировой рекорд высоты для женщин. Л. Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы “Фоккер”. Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления. Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой “Вуазен” армии и на время отошла от лётного дела. Но “болезнь неба” дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она занималась подготовкой красноармейцев-пилотов. После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала во Францию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром. Там же, в Нью-Йорке, в 1961 году Любовь Александровна скончалась.


Самсонова Елена Павловна (1890–1958)
Е.П. Самсонова – дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена по итогам соревнований специальным призом – аналогом современного приза “За волю к победе”. Такой успех именно этой, хоть и единственной женщины, на сложной трассе автокросса особенно ни кого не удивил. Помимо того, что Самсонова стала виртуозным водителем, она была еще и одной из первых российских летчиц. Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 “восьмёрок” вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Е.П. Самсонова поднялась на высоту до 300 метров и прекрасно выполнила всю программу испытания. Комиссия признала её достойной звания пилота. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России – после Галанчиковой, кн. Шаховской, Зверевой и Анатра. После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на “баранку” в 9-й армии. В Галиции она служила шофёром с октября 1914 года по февраль 1915 г., затем её отправили в Москву для “поправки здоровья”. По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной “пилотессой″ она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л. Шереметьев, очень недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С. Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.
  • +0.74 / 20
  • АУ
 
 
 
  sssccc ( Слушатель )
20 дек 2016 03:14:33
Сообщение удалено
BlackShark
20 дек 2016 03:54:04
Отредактировано: BlackShark - 20 дек 2016 03:54:04

  • +0.00