По поводу убийства в Анкаре уже все и всё сказали. Какая-то из версий, наверное, окажется правильной. Нет, террористам не удастся поссорить Москву с Анкарой. Даже злобная Нью-Йорк Таймс написала: теракт "парадоксальным образом сплотит Россию и Турцию". Наверное.
.
Но вот еще что стоило бы, наверное, иметь в виду. 50%-ное проэрдогановское большинство состоит из нескольких крупных фракций. Это исламисты, которые связывают с ПСР надежды на религиозный ренессанс, и правые из ПНД ("Серые Волки"), поддерживающие Эрдогана, но критикующие его за мягкотелость и недостаточную решительность в защите интересов турецкой нации.
Грубо, это альянс между двумя группами империалистов — теми, кто видит Турцию лидером всего суннитского мира (Оттоманской Портой 2.0) и теми, кто видит Турцию лидером всего Тюркского Мира (Великим Тураном).
.
Провалившийся летний переворот и новая конституция позволят главе государства закатать в асфальт всех оставшихся оппонентов. В первую очередь, остатки левой оппозиции, а также малочисленных прозападных либералов, которые воротят нос и не желают вписываться в новую патриотическую реальность.
В ноябре власти, не моргнув и глазом, отправили под арест известную на весь мир музыкальную группу Yorum. Повсеместные нападения на офисы единственной "несогласной" партии — HDP, все больше напоминающие немецкую фотохронику 30-х годов, говорят о том, что процесс набрал собственную динамику и сам по себе не остановится. Эта телега на всех парах несет Эрдогана вперед. Но справится ли он с управлением?
Посмотрим на ситуацию в Сирии глазами турецкого националиста/турецкого исламиста. В интерпретации обоих, там сейчас (с освобождением Алеппо) происходит одновременное предательство интересов мусульман и интересов проживающих в Сирии тюрков. Стоит напомнить, что Альпаслан Челик стрелял по российскому Су-24 не от лица Аль-Каиды, а как командир действующего в Сирии добровольческого подразделения "Серых Волков".
Сирия долгое время была турецкой провинцией. По мнению турецких националистов, вовсе не распад СССР или Российской Империи, а распад Империи Османской стал "главной катастрофой 20-го века". Соответственно, считают они, тюркский мир должен быть во что бы то ни стало восстановлен.
.
По сообщениям арабских СМИ, в боевых действиях на территории Сирии (в т.ч. в составе Сирийской Свободной Армии) принимают участие крупные вооруженные формирования националистов, созданные при поддержке турецкой армии и разведки. Как правило, они носят имена турецких султанов — Мехмета Завоевателя, Явуза Селима, Абдулхамид Хана, султана Мехмета...
Иными словами, параллельно с гражданской войной в турецком Курдистане Турция ведет войну за некое подобие Новотурции, за куски территории, которые можно было бы присоединить к Тюркскому Миру, если большие державы доведут дело до территориального раздела Сирии.
На эту войну собираются пожертвования, уходят гуманитарные конвои и конвои с оружием, из крупных городов страны постоянно отправляются добровольцы. С этой войны регулярно приходят похоронки. Например, того же А.Челика уже после расстрела Су-24 журналисты видели на похоронах Ибрагима Кучука, до командировки в Новотурцию руководившего стамбульским отделением ПНД.
И вот теперь, когда сирийский контроль над Алеппо практически восстановлен, и националисты, и исламисты воспринимают это удар, как оскорбление, как "слив". Ведь девочка Бана, которую западные СМИ сделали "голосом осажденного Алеппо", была эвакуирована не кем-нибудь, а турецким гуманитарным фондом, не куда-нибудь, а в Турцию. Поэтому прошедшие накануне перед российским консульством в Стамбуле разъяренные митинги — это вовсе не митинги маргиналов, это тысячеголосый вопль эрдогановской улицы. Антироссийские лозунги на прошлой неделе скандировали те же самые крепкие молодые люди, которые летом вытаскивали путчистов из танков и линчевали их перед телекамерами. Мог ли среди этих тысяч найтись один фанатик-убийца? Есть ли в Турции и в мире силы, которые вложили бы в его руку пистолет?
.
В общем, возникает классическое противоречие. С одной стороны, Эрдогану в данный момент крайне необходимы ровные, партнерские отношения с Россией. С другой стороны, он должен что-то ответить своим сторонникам, пока они не начали обвинять его в бездействии или предательстве. С третьей стороны, наиболее темпераментные сторонники могут начать действовать на опережение. С четвертой стороны, США и командованию НАТО не нравится то, как Анкара виляет хвостом. Следовательно, при любой возможности они готовы будут поменять Эрдогана на другого хулигана. Каким образом и чьими руками — вопрос десятый. Это могут быть и военные, и революционно настроенная левая оппозиция, и фанатики-исламисты, и ультраправые.
.
Кто бы ни стоял за терактом в Анкаре, эта трагедия лишь ускоряет общее движение Турции (а вместе с ней и остального мира) по пути нарастающих, неразрешимых противоречий. Сдержать это движение при помощи телефонных звонков, рукопожатий, переговоров и межправительственных соглашений категорически невозможно.
ТЫЦ